Preview

Вестник Сургутского государственного университета

Расширенный поиск

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ С СУБЪЕКТАМИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРИ РАБОТЕ С ПОДУЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ

https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-1-9

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В статье, опираясь на положения Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики в Российской Федерации», авторы проводят анализ практики взаимодействия территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации с субъектами профилактики при работе с лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, для предотвращения совершения данными лицами повторных правонарушений. С целью обратить внимание как научного сообщества, так и руководства различных ведомственных структурных подразделений на значимость подобного взаимодействия, целесообразность распространения и внедрения положительного опыта регионов, авторы поставили в работе следующие задачи: собрать аналитический материал из территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, провести анализ осуществляемого взаимодействия и, не пренебрегая статистическими данными, выявить наиболее интересные и эффективные практики, опираясь на законодательные акты различного уровня. В процессе решения задач для достижения цели авторы использовали общеправовые методы, в том числе и метод сравнительного анализа. В работе обосновывается необходимость учета положительного опыта взаимодействия территориальных органов ФСИН России с субъектами профилактической работы в пределах своих компетенций в преддверии вступления в силу отдельных положений Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации».

Для цитирования:


Кашкина Е.В., Хасанова С.К. К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ С СУБЪЕКТАМИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРИ РАБОТЕ С ПОДУЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ. Вестник Сургутского государственного университета. 2024;12(1):92-98. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-1-9

For citation:


Kashkina E.V., Khasanova S.K. TO THE ISSUE OF PENAL ENFORCEMENT INSPECTIONS’ COOPERATION WITH PREVENTION ENTITIES WHEN WORKING WITH REGISTERED PERSONS. Surgut State University Journal. 2024;12(1):92-98. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-1-9

ВВЕДЕНИЕ

Профилактика совершения преступлений является одной из целей развития уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), определенной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р (далее – Концепция) [1]. Ее реализация базируется не только на указанной Концепции, но и в первую очередь на уголовно-исполнительном законодательстве, а также Положении об уголовно-исполнительных инспекциях (далее – УИИ), регламентирующем в подпункте «в» пункта 4 одну из основных задач инспекции: предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях [2].

В этой связи недопустимо игнорировать Федеральный закон «Об основах системы профилактики в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 182-ФЗ) [3], где в числе субъектов профилактики названы государственные органы исполнительной власти (п. 1 ч. 1 ст. 5), одним из которым является Федеральная служба исполнения наказаний [4]. Напомним, основываясь на указанном законе, что под профилактикой правонарушений понимается совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведе­ния (ст. 2) [5]. Как мы видим, данное определение содержит в себе две части, на реализацию первой из которых направлен отчасти принятый Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации», на вторую – достаточный объем федеральных и ведомственных нормативных документов, нормы которых реализуют в своей практической деятельности уголовно-исполнительные инспекции (далее – УИИ) как орган, обладающий правоприменительной функцией.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Из результатов проведенного исследования НИИ ФСИН России на тему профилактики повторной преступности следует, что за пять лет (с 2017 по 2022 г.) средний показатель повторной преступности среди лиц, состоявших на учете УИИ, составлял примерно 2,1 % (исходя из числа осужденных, совершивших повторные преступления после постановки на учет).

При этом доля лиц, имеющих вторую и более судимость, в составе лиц, содержащихся в учреждения пенитенциарной системы – 63,8 %. Соглашаясь с мнением В. В. Чернышева подчеркнем, что профилактика рецидивной преступности и результативность борьбы с негативным влиянием рецидивистов на криминальную ситуацию в обществе должны рассматриваться государством и обществом как ключевая задача правоохранительных органов [6, с. 80, 83]. Говоря о проведении профилактической работы, отметим, что без четкого, слаженного механизма взаимодействия с субъектами профилактики одному ведомству (например, МВД России, ФСИН России и т. д.) справиться с этой задачей порой не представляется возможным. Несмотря на различный спектр компетенций, как правоохранительные, так и правоприменительные органы преследуют одну цель – профилактика правонарушений, отсутствие которой создает угрозу безопасности государства.

К сожалению, в научной литературе зачастую встречаются труды, в которых авторы, рассматривая проблемы организации взаимодействия [7] и находясь в поиске оптимальных и эффективных путей их решения [8], не уделяют достаточного внимания сложившейся практике регионов, где благодаря имеющемуся положительному опыту межведомственного взаимодействия наблюдается снижение уровня повторной преступности среди лиц, состоявших на учете в УИИ. В свою очередь, мы не будем говорить о важности указанных выше проблем и необходимости их решения, так как целью работы является освещение положительного опыта территориальных органов ФСИН России, что в дальнейшем должно найти отражение в разработке новых или принятии имеющихся практик профилактики правонарушений с лицами, состоящими на учете в УИИ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Так, полагаем целесообразным обратить внимание на опыт взаимодействия УИИ с медицинскими организациями, и не только в рамках получения инспекциями информации из указанных учреждений о прохождении лечения от наркомании или алкоголизма осужденными без изоляции от общества [7, с. 162], но и при проведении совестных мероприятий. Так, на протяжении более пяти лет УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю совместно с ГУ МВД по Пермскому краю и ГБУЗ «Пермский краевой клинический наркологический диспансер» реализуют профилактические мероприятия с использованием передвижного пункта медицинского освидетельствования осужденных.

В случае имеющихся у сотрудника УИИ подозрений, что при регистрации осужденный находится в состоянии опьянения, ему предлагается пройти медицинское освидетельствование, акты которого направляются в органы внутренних дел (для дальнейшего принятия процессуального решения), а также появляются основания для проведения как воспитательной работы, так и вынесения предупреждения о замене, отмене наказания, дополнении имеющихся обязанностей, направления материалов в суд. Благодаря проводимым мероприятиям в 2023 г. было установлено состояние опьянения у 7 осужденных (5 человек находились в состоянии алкогольного опьянения, 2 – в наркотическом) из 172 осужденных, состоящих на учете в УИИ.

Анализируя статистические данные состояния преступности в Российской Федерации за 2022 г., отметим снижение числа преступлений, совершенных в состоянии алкогольного (на 12,5 %) и наркотического опьянения (на 18,5 %). Этому способствовала, по мнению члена Общественного совета при МВД России, президента Фонда изучения исторической перспективы, доктора исторических наук Наталии Нарочницкой, профилактическая работа сотрудников органов внутренних дел (участкового уполномоченного полиции, инспекторов по делам несовершеннолетних) [9]. Однако, повторимся, не стоит забывать, что профилактическая работа с лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, проводится в тесном взаимодействии сотрудников УИИ и органов внутренних дел (участковыми уполномоченными полиции, инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних), без которого проблематично качественно реализовать поставленные перед ведомствами цели, учитывая ряд специфических факторов, связанных с рассматриваемой категорией подучетных лиц.

Конечно, было бы неверным утверждать, что исключительно благодаря проведению медицинского освидетельствования осужденных можно констатировать снижение уровня повторной преступности среди осужденных, состоящих на учете, в отдельно взятой инспекции. Однако подобное межведомственное взаимодействие можно признать одним из сдерживающих факторов рецидивной преступности.

Аналогичная работа с подучетными лицами проводится в Республике Бурятия, где в рамках межведомственного взаимодействия осуществляется совместный контроль за исполнением осужденными лицами обязанности прохождения курса лечения и реабилитации, консультирование и мотивирование подучетных лиц, информирование и обеспечение доступности медицинской помощи и другие мероприятия. Помимо прочего, с осужденными за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а также судимыми ранее по аналогичным статьям УК РФ, сотрудниками УИИ организуются «Дни профилактики» с участием сотрудников полиции и врачей-наркологов, по результатам которых готовятся процессуальные документы для принятия судом решения о привлечении данных осужденных к мерам юридической ответственности. Так, в период с 2020 по 2022 г. в филиалах УИИ проведен 341 «День профилактики»; в отношении лиц, у которых были выявлены положительные результаты, направлены материалы в суд, установлены дополнительные обязанности. Следует признать факт того, что проведение данного мероприятия, как и ранее приведенного, стимулирует подучетных лиц к отказу от употребления наркотических и психотропных веществ.

Перечисленные мероприятия не противоречат законодательно закрепленной обязанности сотрудников УИИ осуществлять контроль за поведением граждан, больных наркоманией и осужденных к наказаниям без изоляции от общества, на которых судом возложена обязанность пройти лечение от наркомании, а также пройти медицинскую и (или) социальную реабилитацию [10, с. 48].

Продолжая рассмотрение вопроса взаимодействия с органами внутренних дел, укажем на опыт Саратовской области по взаимодействию с сотрудниками ГИБДД, когда уголовно-исполнительные инспекции осуществляют профилактику совершения повторных правонарушений осужденными без изоляции от общества, лишенными права заниматься определенной деятельностью (управлять транспортными средствами), а именно – предотвращение совершения преступлений, предусмотренных статьям 264, 264.1 УК РФ. К сожалению, данные статистики свидетельствуют о неизменности числа осужденных за совершение преступлений по указанным статьям. Так, за 2022 г. по ст. 264 УК РФ было осуждено 8 366 человек (в 2021 г. – 8 074), по ст. 264.1 УК РФ – 55 602 (в 2021 г. – 56 774) [11]. С целью снижения количества преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта со стороны осужденных лиц указанными субъектами проводятся профилактические мероприятия – операция «Сигнал», по результатам которых в отношении выявленных нарушителей порядка отбывания наказания сотрудники органов внутренних дел составляют процессуальные документы, а сотрудники УИИ – выносят постановления о незачете в срок отбывания наказания времени, в которое осужденный занимался запрещенной деятельностью – управлял транспортным средством.

Помимо этого, в Калининском филиале УИИ УФСИН России по Саратовской области наработан опыт взаимодействия с врачом психиатром-наркологом в работе с лицами, совершившими преступления, предусмотренные статьями 264, 264.1 УК РФ, в состоянии алкогольного опьянения. Сотрудники отмечают, что осужденными, обратившимися за консультацией к врачу психиатру-наркологу в 2021–2022 гг., повторные преступления не совершались.

В целях предупреждения совершения повторных правонарушений, популяризации спорта и вовлечения в него молодого поколения УИИ ГУФСИН России по Новосибирской области на основании соглашения о сотрудничестве осуществляет взаимодействие с Министерством физической культуры и спорта Новосибирской области.

В первом полугодии 2023 г. подростки, состоявшие на учете УИИ в Новосибирской области, не совершали повторных преступлений. Более того, двое несовершеннолетних осужденных добровольно изъявили желание и попробовали сдать нормативные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В 2021 г., основываясь на работоспособности и спортивной форме одного из подучетных подростков, во взаимодействии с Министерством физической культуры и спорта Новосибирской области был решен вопрос о проведении для него бесплатных тренировок.

Не менее интересным представляется деятельность с 2012 г. психологического отряда «Единство», сформированного на базе УИИ ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу, в который входят студенты-волонтеры социально-психологического института Кемеровского государственного университета. Деятельность отряда направлена на профилактику противоправного поведения подростков, пропаганду здорового образа жизни, проведение патриотических, арт-терапевтических и спортивных мероприятий. Работа проводится не только с подучетными подростками, но и с воспитанниками детских домов, социально-реабилитационного центра, Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. При этом, стоит заметить, студенты-волонтеры не привлекаются к работе со взрослой категорией осужденных, однако принимают участие в подготовке методических материалов для психологов УИИ. Еще одним положительным моментом может служить тот факт, что из числа членов отряда «Единство» формируется кадровый резерв – имеются случаи поступления студентов-волонтеров на службу в УИИ ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу, что говорит о заинтересованности, причастности и неравнодушию подрастающего поколения, стремления исполнить свой гражданский долг и быть полезным обществу и государству.

С 2018 г. действует соглашение о сотрудничестве ГУФСИН России по Приморскому краю с муниципальным казенным учреждением «Молодежный ресурсный центр», основной целью которого является популяризация добровольческой деятельности, создание условий для активизации гражданских инициатив, развития гражданского общества. К указанной деятельности привлекаются состоящие на учете УИИ несовершеннолетние осужденные, принимающие участие в патриотических и профилактических мероприятиях, проводимых данным центром. Особую гордость вызывает участие одного из подучетных подростков в параде, посвященном празднику Победы.

Опыт привлечения волонтеров не является новым для территориальных органов УИС, о чем свидетельствуют аналитические материалы в рамках проводимой научно-исследовательской работы ФКУ НИИ ФСИН России и отчетных материалов [12]. Однако в Федеральном законе № 182-ФЗ добровольцы (волонтеры) не являются субъектами профилактики. В то же время Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. № 10 «О пробации в Российской Федерации» допускает привлечение данных некоммерческих организаций в рамках применения пробации, которая, как мы установили ранее, имеет целью в том числе предупреждение преступлений. Следовательно, в рамках подписанных соглашений данная работа проводится и имеет положительный отклик, в том числе со стороны осужденных лиц.

По результатам обобщения представленных территориальными органами ФСИН России в рамках научно-исследовательской деятельности ФКУ НИИ ФСИН России материалов о положительных практиках проведения профилактической работы с лицами, состоящими на учете УИИ, следует также отметить имеющееся взаимодействие с субъектами профилактики УФСИН России по Республикам Башкортостан, Калмыкия, Татарстан, Коми, Ямало-Ненецкому автономному округу, Владимирской, Орловской, Нижегородской, Астраханской, Курской, Архангельской, Курганской, Мурманской областей и иных субъектов Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщение и анализ представленных материалов о применяемых в субъектах Российской Федерации положительных практиках позволяют сделать вывод, что в уголовно-исполнительных инспекциях разрабатываются и внедряются новые методы профилактической работы с осужденными при тесном взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики, что способствует повышению эффективности контроля за подучетными лицами и предотвращению совершения ими повторных преступлений.

Особенно ценен опыт территориальных органов ФСИН России при применении в дальнейшем исполнительной и постпенитенциарной пробации, преследующих цель, помимо коррекции социального поведения, ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация, предупреждения совершения новых преступлений данными лицами, когда, основываясь на наработанном опыте регионов, возможно не только корректировать имеющиеся формы и методы профилактической работы, но и разрабатывать и внедрять инновационные формы, позволяющие снизить количество повторных правонарушений.

Список литературы

1. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г. : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р (ред. от 27.05.2023). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности : постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 729. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Об основах системы профилактики в Российской Федерации : федер. закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ (последняя редакция). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний : указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 (ред. от 05.01.2024). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2018 год. URL: http://static.government.ru/media/file /hdauZzuH5IAAnE6b6NwbmYUoRXraepm6. pdf (дата обращения: 30.10.2024).

6. Чернышев В. В. Борьба с рецидивной преступностью как одна из основных целей УИС // Вестник Самарского юридического института. 2023. № 3. С. 79–84.

7. Смирнова И. Н., Минаева И. С. Проблемы организации совместной деятельности уголовно-исполнительных инспекций с органами внутренних дел в сфере профилактики преступлений и других правонарушений осужденных без изоляции от общества // ВестникПсковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2016. № 3. С. 158–164.

8. Ольховик Н. В. Взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел по предупреждению совершения правонарушений и преступлений осужденными без изоляции от общества // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1. С. 41–46.

9. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь–декабрь 2022 года. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/35396677/ (дата обращения: 30.10.2023).

10. Краева Н. В. О некоторых правовых аспектах в деятельности Уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России // Вестник науки. 2021. Т. 2, № 2. С. 47–57.

11. Уголовное судопроизводство. Данные о назначенном наказании по статьям УК. URL: https://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/ /s/17?ysclid=lsmsj14bsj485004530 (дата обращения: 30.10.2023).

12. Шматова С. А., Тарханова Ю. Б. Лучшие практики добровольчества (волонтерства) в сфере организации работы по социализации осужденных. Сургут : Ресурсный центр развития социального обслуживания, 2019. 28 с. URL: https://ksc-alternativa.com.ru/wp-conten/uploads/2021/10/Лучшие-практики.pdf (дата обращения: 14.10.2023).


Об авторах

Е. В. Кашкина
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Москва
Россия

кандидат юридических наук, доцент



С. К. Хасанова
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Москва
Россия

научный сотрудник



Рецензия

Для цитирования:


Кашкина Е.В., Хасанова С.К. К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ С СУБЪЕКТАМИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРИ РАБОТЕ С ПОДУЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ. Вестник Сургутского государственного университета. 2024;12(1):92-98. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-1-9

For citation:


Kashkina E.V., Khasanova S.K. TO THE ISSUE OF PENAL ENFORCEMENT INSPECTIONS’ COOPERATION WITH PREVENTION ENTITIES WHEN WORKING WITH REGISTERED PERSONS. Surgut State University Journal. 2024;12(1):92-98. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-1-9

Просмотров: 255


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3455 (Online)