Перейти к:
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ
https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-2-4
Аннотация
По показателям, характеризующим уровень развития малого бизнеса, Россия отстает от развитых стран мира. Роль и значение малого бизнеса в экономике страны особенно возрастают в нынешних условиях экономической нестабильности, вызванной усилением санкционного давления со стороны Запада с целью ослабить экономику страны. Предмет исследования – действующая система налогообложения малого и среднего бизнеса. Цель исследования – оценка эффективности применяемых специальных налоговых режимов, изменений, внесенных в них после отмены единого налога на вмененный доход. Задача исследования – выявить преимущества и недостатки применяемых налоговых режимов. В исследовании использованы: анализ и синтез, группировка, обобщение, табличный метод и др. Установленные законодательством критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса, в том числе позволяющие применять специальные налоговые режимы и др., автором рассматриваются с учетом фактически сложившихся показателей. Исследованием установлено, что в практике налогообложения малого бизнеса имеются проблемы, на разрешение которых должно быть направлено дальнейшее совершенствование системы налогообложения малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова
Для цитирования:
Зотиков Н.З. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ. Вестник Сургутского государственного университета. 2024;12(2):32-41. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-2-4
For citation:
Zotikov N.Z. SPECIAL TAX TREATMENTS: APPLICATION PRACTICE. Surgut State University Journal. 2024;12(2):32-41. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-2-4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена следующим. Малое предпринимательство является важным звеном в экономике страны, оно решает большинство социально-экономических задач: создание рабочих мест, повышение конкуренции в стране, участие в формировании региональных и местных бюджетов.
Государство всесторонне поддерживает развитие малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в стране, в т. ч. в области налогообложения введены специальные налоговые режимы (далее – СНР). В Стратегии развития МСП в России на период до 2030 г. предусматривается увеличение доли МСП в ВВП до 40 %, рост оборота предприятий в 2,5 раза, повышение доли занятых в секторе МСП в общей численности занятых до 35 %.
Цель исследования – оценка эффективности применяемых СНР, изменений, внесенных в них после отмены единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД). Задачи исследования – выявить преимущества и недостатки применяемых налоговых режимов.
Рассматриваемый вопрос не является новым, он постоянно обсуждается, дискутируется. Приведем краткий обзор публикаций.
Развитие «малого предпринимательства означает быстрое создание новых рабочих мест, оживление на товарных рынках, появление самостоятельных источников доходов у значительной части экономически активного населения, снижение социальных нагрузок на расходы бюджетов» [1, с. 182].
Автор отмечает, что развитию МСП препятствует ряд факторов, среди которых высокая стоимость материально-технических средств, низкая инновационная активность, рост арендной платы и цен на оборудование [2].
По мнению Л. В. Юдинцевой, «в России формально решен вопрос создания инфраструктуры поддержки предпринимательства. При этом основная доля федеральных институтов поддержки функционируют не в полной мере и нацелена на поддержку крупного бизнеса» [3, с. 43].
Как указывает Т. А. Малахова, «по сравнению с крупными предприятиями, субъекты малого предпринимательства в России характеризуются слабой финансо-
вой устойчивостью и конкурентоспособностью» [4, c. 486].
По мнению А. Богданова и соавт., «содействие развитию предпринимательского сектора является одной из мер региональной политики» [5, с. 204]. Также они считают, что «довольно острой в реализации системы мер региональной политики в области предпринимательства является проблема оптимизации взаимоотношений малого, среднего и крупного бизнеса» [5, с. 200].
Как справедливо указывают Р. В. Махонин и соавт., «показатели роста экономики и доходов населения во многом зависят от уровня развитости сегмента малого и среднего бизнеса в стране» [6, с. 181].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
При проведении исследования использованы федеральные законы, постановления Правительства РФ, глава 26.2 НК РФ, официальные данные Росстата, отчеты ФНС России по СНР, применяемым субъектами МСП, о начисленных и поступивших суммах налогов в бюджеты различных уровней.
В исследовании использовались методы: анализ и синтез, группировка, обобщение, табличный и др.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В начале исследования рассмотрим данные о налоговых доходах бюджетов (табл. 1).
Согласно данным табл. 1, в 2022 г. в сравнении с 2019 г.:
– налоговые доходы ФБ увеличились на 55,1 %, КБС РФ – на 39,8 %, МБ – на 33,1 %; при этом доля налоговых доходов КБС РФ в налоговых доходах КБ РФ уменьшилась с 45,0 до 42,4 %; доля налоговых доходов МБ в налоговых доходах КБС РФ уменьшилась с 12,8 до 12,2 %;
– поступления налогов в связи с применением СНР в налоговых доходах КБС РФ увеличились на 65,3 %, МБ – на 45,5 %; однако доля СНР в налоговых доходах КБС РФ остается незначительной: 5,8 и 6,8 %, МБ – от 14,3 до 15,7 %;
– с увеличением поступлений УСН на 79,5 % их доля в СНР в части КБС РФ увеличилась с 83,8 до 91,0 %, в доходах МБ – с 52,5 до 80,9 %; доля объекта «доходы» от УСН в части КБС РФ уменьшилась с 69,8 до 68,6 %, в доходах МБ – с 67,7 до 66,1 %;
– доля поступлений ЕНВД в общей сумме СНР незначительна: 11,0 % в 2019 г. и 8,9 % в 2020 г.;
– поступления ЕСХН увеличились на 26,1 %, их доля в величине налоговых доходов остается незначительной (1,1 %);
– поступления ПСН в КБС РФ увеличились в 3,1 раза, в МБ в 4,0 раза, между тем их доля СНР в части КБС РФ остается незначительной (4,5 % в 2022 г.);
– несмотря на рост поступлений налога на профессиональный доход в 33 раза, его доля в СНР в части КБС РФ в 2022 г. составляет лишь 2,4 %.
Рассмотрим вкратце спецрежимы.
ПСН
Согласно отчету по ф. № 1-патент [8] в 2022 г. по сравнению с 2019 г.:
– количество выданных патентов увеличилось в 4 раза, в т. ч. по розничной торговле более чем в 5 раз (с 172 627 до 952 586), перевозке грузов автомобильным транспортом – в 12 раз;
– величина потенциально возможного к получению годового дохода увеличилась с 261,2 млрд руб. до 1 320,4 млрд руб.;
– количество ИП, применяющих ПСН, увеличилось с 340 226 чел. до 1 283 655 чел., из них уменьшили стоимость патента на суммы страховых взносов 930 702 чел. в 2021 г., 897 068 чел. в 2022 г.
На увеличение патентов в 2022 г. повлияла отмена с 2021 г. ЕНВД.
ЕНВД
Согласно отчету 5 – ЕНВД [9] в 2020 г. в сравнении с 2019 г.:
– налоговая база (вмененный доход) по всем видам деятельности, облагаемым данной системой налогообложения, уменьшилась с 914,2 млрд руб. до 782,0 млрд руб., в т. ч. у организаций – с 278,3 до 232,3 млрд руб., ИП – с 635,9 до 549,7 млрд руб.;
– сумма единого налога к уплате уменьшилась с 66,3 млрд руб. до 59,7 млрд руб., доля налога, уплачиваемого ИП, в общей сумме налога увеличилась с 65,9 до 67,0 %;
– около 90,0 % деклараций, представленных в связи с применением ЕНВД, приходится на ИП, в т. ч. по оказанию бытовых услуг, розничной торговле, услугам общепита.
Сумма единого налога на 1 декларацию увеличилась с 33 680,5 до 36 458,1 руб., в т. ч. на одну организацию – с 101 884,9 до 114 888 руб., на ИП – уменьшилась с 24 989,7 до 27 284,6 руб. Это связано с тем, что у ИП, не производящих выплаты в пользу физических лиц, сумма единого налога уменьшается на сумму страховых взносов, уплачиваемых ими в фиксированном размере, на 100 %.
ЕСХН
Согласно отчету 5-ЕСХН [10] в 2022 г. в сравнении с 2019 г.:
– налоговая база увеличилась на 22,3 %, в т. ч. у организаций на 3,9 %, у ИП и КФХ на 67,6 %;
– доля организаций в общей величине налоговой базы уменьшилась с 71,1 до 60,4 %, доля в общей сумме единого налога – с 69,5 до 57,2 %;
– количество организаций, представивших декларации, уменьшилось с 19 284 до 17 367 ед., в т. ч. количество нулевых деклараций составляет 1 775 ед. Количество деклараций у организаций с применением пониженных налоговых ставок увеличилось с 934 до 2 097 ед. В общей сумме представленных деклараций на ИП, КФХ приходится около 80,0 %.
Сумма единого налога на одну декларацию (без учета нулевых) увеличилась с 599,7 до 635,0 тыс. руб. по организациям, с 68,3 до 115,7 тыс. руб. по ИП и КФХ.
УСН
Согласно данным табл. 2 в 2022 г. в сравнении с 2019 г.:
– доля налога, уплачиваемого юрлицами, уменьшилась с 47,9 до 40,1 %;
– доля «нулевых» деклараций уменьшилась с 28,7 до 27,3 %, в т. ч. представленных юрлицами – с 35,0 до 31,7 %, представленных ИП – увеличилась с 24,0 до 25,0 %;
– количество деклараций с пониженной ставкой увеличилось с 8,3 до 12,0 % общего количества;
– сумма налога, не поступившая в связи с убытками, из-за применения пониженной ставки и ставки в размере 0 % увеличилась от 11,2 до 21,9 % общей суммы начисленного к уплате налога;
– сумма единого налога к уплате на одну декларацию увеличилась с 190,3 до 271,0 тыс. руб., в т. ч. представленную юрлицами – с 230,1 до 343,6 тыс. руб., ИП – 164,3 до 237,3 тыс. руб.;
– сумма налога, начисленного с применением объекта «доходы», уменьшилась с 75,7 до 73,7 % общей суммы единого налога, в т. ч. юрлицами – с 64,3 до 59,9 %, ИП – с 86,1 до 83,0 %;
– при этом сумма налога уменьшилась на суммы страховых взносов на 31,0 % в 2019 г. и 27,6 % в 2022 г.;
– доля деклараций, представленных с объектом «доходы», в общем числе деклараций увеличилась с 69,6 до 73,5 %, в т. ч. представленных ИП – с 84,0 до 85,5 %;
– доля «нулевых» деклараций уменьшилась с 28,9 до 28,0 %, в т. ч. представленных юрлицами – с 41,1 до 39,2 %, ИП – увеличилась с 23,3 до 24,8 %;
– сумма налога, начисленного на одну декларацию при объекте «доходы», увеличилась с 207,7 до 274,9 тыс. руб., в т. ч. представленную юрлицами – с 322,8 до 464,9 тыс. руб., ИП – с 166,9 до 229,5 тыс. руб.;
– доля налога, начисленного в связи с применением объекта «доходы, уменьшенные на расходы», в общей сумме единого налога увеличилась с 24,3 до 26,3 %, в т. ч. юрлицами – с 35,6 до 40,0 %, ИП – с 13,9 до 17,0 %;
– доля деклараций, представленных с применением объекта «доходы – расходы», уменьшилась с 30,4 до 26,5 %, в т. ч. представленных юрлицами увеличилась с 49,4 до 50,3 %, представленных ИП – уменьшилась с 16,0 до 14,5 %;
– около ¼ деклараций представлены с «нулевыми» показателями;
– сумма налога, начисленного по одной декларации, увеличилась с 151,0 до 260,4 тыс. руб., в т. ч. представленной юрлицами – с 151,4 до 247,2 тыс. руб., ИП – с 149,8 до 284,4 тыс. руб.
Проведенное исследование выявило следующие проблемные вопросы, требующие обсуждения.
- Законом РФ № 209-ФЗ [12] установлены критерии отнесения предприятий к субъектам МСП, в том числе в зависимости от численности работников и дохода (табл. 3).
Критерии отнесения предприятий к субъектам МСП не соответствуют критериям, позволяющим применять СНР, фактически сложившимся показателям.
ИП не должен иметь более 100 чел., на него ограничение по доходам не распространяется. Глава 26.2 НК РФ не устанавливает для целей применения УСН отдельные критерии по типам предприятий, они едины для всех типов.
Если начиная с квартала, по итогам которого доходы превысили 150 млн руб., но не превысили 200 млн руб. и (или) средняя численность работников налогоплательщика превысила 100 чел., но не превысила 130 чел., налогоплательщик сохраняет право на применение УСН, в этом случае применяется ставка в размере 8 % в отношении разницы между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов или средней численности работников (п. 1.1 ст. 346.20 НК). В аналогичном порядке применяется повышенная ставка в размере 20 % при объекте «доходы, уменьшенные на расходы» (вместо 15 %) (п. 2 ст. 346.20 НК).
При превышении указанных доходов и (или) численности работников утрачивается право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения (п. 4 ст. 346.13 в ред. ФЗ от 21.11.2022 № 443-ФЗ).
Коэффициент-дефлятор:
на 2023 г. – 1,257 (приказ МЭР от 19.10.2022 № 573), предельная сумма выручки для 2023 г. – 251,4 млн руб.;
на 2024 г. – 1,329 (приказ МЭР от 23.10.2023 № 730), в 2024 г. право на применение УСН будет сохранено при выручке 306,58 млн руб. (1,329×200 млн руб.).
Из приведенных в табл. 4 данных следует, что фактическая численность малых предприятий составляет 30–35 % от установленных критериев по численности, а фактические данные по доходам – около 70 % от дохода в целях применения УСН. При численности работников 100 чел. при выработке на 1 чел. (5 547,5 тыс. руб. в 2021 г.) доходы составят 554,75 млн руб., в связи с чем право на применение УСН будет утрачено. Средние предприятия, относясь по численности работников (94–95 чел.) по ФЗ № 209-ФЗ к малым, не могут применять УСН в связи с превышением выручки сверх 200 млн руб.
Микропредприятия, имея численность работников 3 чел. и выработку на 1 чел. в 2021 г. 5 187,0 тыс. руб., могут сохранить право на применение УСН в 2024 г. с численностью занятых в 59 чел., но не являясь таковыми по 209-ФЗ.
При фактически сложившейся выработке за 2021 г. (5 547,5 тыс. руб.) предельная сумма выручки, при достижении которой сохранится право на применение УСН в 2024 г. (306,58 млн руб.) будет достигнута при численности работников на предприятии 55 чел.
По данным отчета 5-УСН в 2022 г. у 18 202 налогоплательщиков, в т. ч. 11 340 ЮЛ, 6 862 ИП доходы и средняя численность работников превысили установленные критерии.
- Применение СНР предусматривает уплату единого налога взамен, как правило, трех налогов, в т. ч. НДС, НДФЛ.
В связи с этим суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в т. ч. основных средств, учитываются в их стоимости в случаях их приобретения лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Пример.
Приобретен товар за 100 руб., кроме того НДС 20 руб., продан за 200 руб. Приобретенный товар используется в деятельности:
1) облагаемой НДС. Покупателю предъявится НДС в сумме 40 руб., и налог в сумме 20 руб. подлежит уплате в бюджет, «входной» НДС (20 руб.) возместится за счет покупателя, валовая прибыль (наценка) продавца составит 100 руб. (200 – 100);
2) не облагаемой НДС. «Входной» НДС включается в стоимость товара, и наценка продавца составит 80 руб. (200 – (100 + 20)). Продавец (упрощенец) продает товар за 120 руб. без НДС, в связи с чем у покупателя нет возможности принять к вычету сумму «входного» НДС и он теряет свою прибыль на эту величину.
Данная ситуация на практике приводит к тому, что средний и крупный бизнес с лицами, не являющимися плательщиками НДС, не сотрудничают, что является одной из причин того, что малый бизнес не укрупняется.
При работе с лицами, не являющимися плательщиками НДС, «у предпринимателя пропадает определенное количество покупателей, которые обязаны платить НДС» [16, с. 216]; «это может приводить к сокращению количества потенциальных покупателей из представителей среднего и крупного бизнеса, также отрицательно влиять на величину получаемой прибыли субъектами МБ» [17, с. 310].
- Вычеты по НДФЛ (стандартные, социальные, имущественные) предоставляются физическим лицам в отношении доходов, облагаемых по ставке 13 %. В связи с отсутствием доходов, облагаемых по указанной ставке, ИП-упрощенец не имеет права на вычеты по НДФЛ.
- Регионы не используют свое право устанавливать для ИП, впервые зарегистрированных после принятия соответствующих законов и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах в течение двух налоговых периодов, ставку 0 % при УСН (п. 4 ст. 346.20 НК) и ПСН (п. 3 ст. 346.43 НК РФ).
По данным отчета 5-УСН [11] в 2019 г. применили ставку 0 % лишь 12,8 тыс. ИП из 1 924,3 тыс. (0,66 %); в 2022 г. – 13,2 тыс. ИП из 2 835,4 тыс. ИП (0,46 %).
В то же время, по данным Росстата [15], осуществляют деятельность в оптовой торговле около 30 % малых предприятий, розничной торговле – 19–22 %, общественном питании 40 %.
Не лучше обстоят дела и в сфере индивидуального предпринимательства:
– более 46 % ИП в 2019 г., более 42 % ИП в 2021 г. осуществляли деятельность в сфере торговли, ремонта транспортных средств;
– осуществляли деятельность лишь 40 % числа занятых в предпринимательстве, в торговле – 36 %;
– численность наемных работников незначительна (1,04–1,12 чел.), в торговле – 1,4–1,5 чел. на одного ИП.
«Показатели МСП в России традиционно имеют гораздо более низкие значения, чем в крупнейших экономиках мира, а также развивающихся стран. Большую часть в структуре МСП составляют торговые предприятия, имеет место низкая доля производственных предприятий. Крайне незначительно малый и средний бизнес представлен в несырьевом экспорте России» [18, с. 256].
- Минимальный налог в размере 1 % от дохода (п. 6 ст. 346.18 НК).
Применение данной нормы приводит к резкому сокращению налоговой нагрузки (до 1 % от выручки).
Этот вопрос особо актуален для организаций, так как около 50 % организаций применяют объект «доходы, уменьшенные на расходы».
По данным отчета 5-УСН [11] сумма минимального налога достигает до 40 % от величины самого налога, уплачиваемого с налоговой базы по ставке 15 %.
Как следует из отчета 5-П [19], расходы ЮЛ составляют 90 % и более от величины доходов, с учетом переноса убытков прошлых лет сумма единого налога к уплате составила в 2019 г. 78,0 млрд руб., в 2022 г. 134,7 млрд руб., что, соответственно, составляет в процентах от дохода: в 2019 г. – 1,04 %, в 2022 г. – 1,12 %. При объекте «доходы» сумма налога составила бы: в 2019 г. – 449,0 млрд руб., в 2022 г. – 719,6 млрд руб.
- Страховые взносы, уплаченные ИП за себя, уменьшают сумму единого налога при объекте «доходы» не более чем на 50 % при наличии у ИП наемных работников, и на 100 % при их отсутствии, что необоснованно снижает налоговую нагрузку на ИП и стимулирует их не иметь наемных работников.
Таблица 1
Поступление налоговых доходов в бюджеты различных уровней (млрд руб.)
Годы |
Бюджеты |
Налоговые доходы |
СНР |
УСН |
ЕНВД |
ЕСХН |
ПСН |
Налог на профдоход |
|
всего |
в т. ч. с объектом «доходы» |
||||||||
2019 |
ФБ |
12 380,2 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
КБС РФ |
10 123,2 |
588,2 |
492,9 |
344,0 |
65,0 |
15,7 |
13,9 |
0,7 |
|
в т. ч. МБ |
1 296,2 |
186,0 |
97,6 |
66,1 |
64,9 |
15,7 |
7,8 |
– |
|
2022 |
ФБ |
19 197,6 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
КБС РФ |
14 152,1 |
972,2 |
885,0 |
606,8 |
– |
19,8 |
43,8 |
23,6 |
|
в т. ч. МБ |
1 725,6 |
270,6 |
218,9 |
144,8 |
– |
19,8 |
31,9 |
– |
|
2022/ 2019, % |
ФБ |
155,1 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
КБС РФ |
139,8 |
165,3 |
179,5 |
176,4 |
– |
126,1 |
315,1 |
33 раз |
|
в т. ч. МБ |
133,1 |
145,5 |
224,3 |
219,1 |
– |
126,1 |
409,0 |
– |
Примечание: составлено на основании [7]. В таблице использованы следующие сокращения: ФБ – федеральный бюджет; КБС РФ – консолидированный бюджет субъектов РФ; МБ – местные бюджеты; УСН – упрощенная система налогообложения; ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог; ПСН – патентная система налогообложения.
Таблица 2
Начисления единого налога в связи с применением УСН, млрд руб.
Показатели |
2019 |
2022 |
2022/2019, % |
||||||
всего |
в т. ч. |
всего |
в т. ч. |
всего |
в т. ч. |
||||
ЮЛ |
ИП |
ЮЛ |
ИП |
ЮЛ |
ИП |
||||
Всего по всем объектам, млрд руб. |
|||||||||
Налог к уплате |
456,9 |
218,8 |
238,1 |
837,6 |
336,1 |
501,4 |
183,3 |
153,6 |
210,6 |
Кол-во деклараций, тыс. ед. |
3 386,9 |
1 462,6 |
1 924,3 |
4 268,1 |
1 432,7 |
2 835,4 |
126,0 |
97,9 |
147,3 |
из них нулевые |
973,7 |
511,7 |
462,0 |
1 164,0 |
454,6 |
709,4 |
119,5 |
88,8 |
153,5 |
со ставкой 0 % |
12,8 |
– |
12,8 |
13,2 |
– |
13,2 |
103,1 |
– |
103,1 |
с пониж. ставкой |
282,5 |
158,6 |
123,9 |
513,1 |
212,7 |
300,4 |
181,8 |
134,1 |
242,4 |
Начислено на 1 декларацию, тыс. руб. |
190,3 |
230,1 |
164,3 |
271,0 |
343,6 |
237,3 |
142,4 |
149,3 |
144,4 |
Объект «доходы», млрд руб. |
|||||||||
Исчислен налог |
501,7 |
222,2 |
279,5 |
854,5 |
303,0 |
551,5 |
170,3 |
136,4 |
197,3 |
Страховые взносы |
155,9 |
81,1 |
74,8 |
236,3 |
101,3 |
134,9 |
151,6 |
124,9 |
180,3 |
Налог к уплате |
345,8 |
140,7 |
205,1 |
617,5 |
201,4 |
416,1 |
178,6 |
143,1 |
202,9 |
Кол-во деклараций, тыс. ед. |
2 356,3 |
740,1 |
1 616,2 |
3 136,8 |
712,5 |
2 424,3 |
133,1 |
96,3 |
150,0 |
из них нулевые |
681,6 |
304,2 |
377,4 |
879,7 |
279,3 |
600,4 |
129,1 |
91,8 |
159,1 |
со ставкой 0 % |
10,2 |
– |
10,2 |
11,0 |
– |
11,0 |
107,8 |
– |
107,8 |
с пониж. ставкой |
56,6 |
12,5 |
44,1 |
216,5 |
38,8 |
177,7 |
382,5 |
310,4 |
402,9 |
Начислено на 1 декларацию, тыс. руб. |
207,7 |
322,8 |
166,9 |
274,9 |
464,9 |
229,5 |
132,3 |
144,0 |
137,5 |
Показатели |
2019 |
2022 |
2022/2019, % |
||||||
Всего |
в т. ч. |
всего |
в т. ч. |
всего |
в т. ч. |
||||
ЮЛ |
ИП |
ЮЛ |
ИП |
ЮЛ |
ИП |
||||
Объект «доходы, уменьшенные на расходы», млрд руб. |
|||||||||
Доходы |
9 768,2 |
7 483,6 |
2 284,6 |
17 436,3 |
11 993,3 |
5 443,0 |
178,5 |
160,3 |
238,2 |
Расходы |
8 746,2 |
6 805,6 |
1 940,6 |
15 336,2 |
10 787,4 |
4 553,8 |
175,3 |
158,5 |
234,6 |
Убытки прошлых лет |
53,0 |
38,7 |
14,3 |
65,6 |
46,0 |
19,6 |
123,8 |
118,9 |
137,1 |
Налоговая база |
1 145,2 |
788,2 |
357,0 |
2 262,1 |
1 350,5 |
911,6 |
197,5 |
171,3 |
255,3 |
Исчислен налог |
127,0 |
91,0 |
36,0 |
246,5 |
154,8 |
91,7 |
144,1 |
170,1 |
254,7 |
Налог к уплате |
111,1 |
78,0 |
33,1 |
220,0 |
134,7 |
85,3 |
198,0 |
172,7 |
257,7 |
Минимальный налог |
38,0 |
31,9 |
6,1 |
60,7 |
47,9 |
12,8 |
159,7 |
150,1 |
29,8 |
Кол-во деклараций, тыс. ед. |
1 030,6 |
722,5 |
308,1 |
1 131,3 |
720,2 |
411,1 |
109,8 |
99,7 |
133,4 |
из них «нулевые» |
292,1 |
207,5 |
84,6 |
284,3 |
175,3 |
109,0 |
97,3 |
84,5 |
128,8 |
со ставкой 0 % |
2,6 |
– |
2,6 |
2,2 |
– |
2,2 |
84,6 |
– |
84,6 |
с пониж. ставкой |
225,9 |
146,1 |
79,8 |
296,6 |
173,9 |
122,7 |
131,3 |
119,0 |
153,7 |
Начислено на 1 декларацию, тыс. руб. |
151,0 |
151,4 |
149,8 |
260,4 |
247,2 |
284,4 |
172,4 |
163,3 |
189,8 |
Не поступил налог в связи с убытками, пониженной ставкой регионов, со ставкой 0 % |
|||||||||
млрд руб. |
51,4 |
27,5 |
24,0 |
183,4 |
72,0 |
111,4 |
356,8 |
261,8 |
475,0 |
Количество налогоплательщиков, у которых доходы и средняя численность работников превысили предельные размеры, ед. |
– |
– |
– |
18 202 |
11 340 |
6 862 |
– |
– |
– |
в т. ч. с объектом «доходы» |
– |
– |
– |
6 453 |
3 082 |
3 371 |
– |
– |
– |
«доходы – расходы» |
– |
– |
– |
11 749 |
8 258 |
3 491 |
– |
– |
– |
Примечание: составлено на основании [11].
Таблица 3
Критерии отнесения предприятий к субъектам МСП
Показатели |
Типы предприятий |
Условия применения УСН |
||
малые |
микро |
мредние |
||
Численность работников, чел. |
100 |
15 |
101–250 |
до 100 (не более 130) |
Доходы, млн руб. |
800 |
120 |
2 000 |
до 150 (не более 200 млн руб. |
Среднегодовая стоимость имущества, млн руб. |
– |
– |
– |
до 150 |
Примечание: составлено на основании [12–14].
Таблица 4
Показатели деятельности субъектов МСП
Показатели |
Малые |
В том числе микро |
Средние |
|||
2019 |
2021 |
2019 |
2021 |
2019 |
2021 |
|
1. Средняя численность работников, тыс. чел. |
11 340,5 |
10 652,4 |
5 362,9 |
5 263,2 |
1 388,6 |
1 599,7 |
2. Оборот предприятий, млрд руб. |
52 963,9 |
57 197,2 |
24 251,9 |
27 295,4 |
7 886,6 |
12 094,6 |
3. Количество предприятий, ед. |
1 841 933 |
1 882 040 |
1 671 558 |
1 705 948 |
14 735 |
16 745 |
Расчетно: |
||||||
1. Численность работников на одном предприятии, чел. |
35 |
30 |
3 |
3 |
94 |
95 |
2. Оборот на 1 предприятие, млн руб. |
168,5 |
169,8 |
14,5 |
16,0 |
535,2 |
722,2 |
3. Выработка на 1-го работника, тыс. руб. |
4 803,3 |
5 547,5 |
4 522,2 |
5 187,0 |
5 679,5 |
7 560,5 |
Примечание: составлено на основании [15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование показало незначительную долю субъектов МСП в экономике. Так, по данным Росстата [15], в основных экономических показателях полного круга предприятий за 2021 г.:
– в средней численности персонала – доля малых 24,0 %, микро – 11,9 %, средних – 3,6 %;
– в обороте предприятий – соответственно, 20,8, 9,9 и 4,4 %;
– в величине внеоборотных активов – 28,8, 26,4 и 13 %;
– низка численность работников на одном предприятии: малом – 5 чел., микро – 3 чел., среднем – 101 чел.;
– оборот в расчете на 1 предприятие (млн руб.): малом – 25,1, микро – 13,1, среднем 765,8.
Незначительна доля СНР в налоговых доходах КБС РФ (5–6 %) и местных бюджетов (14–15 %).
Дальнейшее совершенствование СНР возможно в следующих направлениях:
– критерии численности и выручки в целях применения УСН установить отдельно по типам предприятий с учетом сложившихся фактических показателей;
– с целью обеспечения конкурентных преимуществ отменить освобождение налогоплательщиков, применяющих УСН, от обязанностей плательщика НДС (как это установлено при ЕСХН);
– сохранить за ИП право на применение стандартных, социальных и имущественных вычетов по НДФЛ;
– дифференцировать ставки единого налога при объекте «доходы» в зависимости от степени обновления парка оборудования;
– с целью установления рациональной налоговой нагрузки внести изменения в порядок применения минимального налога, уменьшения величины единого налога на сумму уплаченных страховых взносов в фиксированном размере;
– с учетом отсутствия на местах возможностей и опыта в определении величины потенциально возможного к получению годового дохода в связи с применением патентной системы налогообложения, в целях обеспечения обоснованной налоговой нагрузки величины дохода по видам деятельности предусмотреть в главе 26.5 НК РФ, предоставив регионам право регулировать с учетом региональных особенностей с помощью корректирующих коэффициентов (как было при ЕНВД).
Список литературы
1. Гугнина Е. В., Задёра О. А., Бородина Т. В. Анализ обоснованности выбора объекта налогообложения при использовании УСН // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 5–2. С. 181–187. DOI 10.17513/vaael.1703.
2. Жумаев Ж. Ж., Тулеугалиева Ж. К. Региональная экономика: развитие малого, среднего и индивидуального предпринимательства // Технологическое предпринимательство: тренды и перспективы развития : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., 18 мая 2023 г., г. Ижевск. Ижевск : Удмуртский государственный университет, 2023. С. 60–63.
3. Юдинцева Л. В. Финансовые источники развития бизнеса // Экономика. Бизнес. Банки. 2021. № 2. С. 31–43.
4. Малахова Т. А. Создание многоуровневой системы поддержки предпринимательства в региональной экономике // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17, № 3. С. 482–493. DOI 10.24891/re.17.3.482.
5. Богданов А. Д., Пудовкина О. Е., Хорина И. В. Развитие регионального предпринимательского сектора в нестабильных экономических условиях // Теория и практика общественного развития. 2023. № 11. С. 198–205.
6. Махонин Р. В., Махонина И. Н., Чепурова И. Ф. и др. Стратегические приоритеты развития малого предпринимательства в России с позиций его контроля и налогообложения // Саяпинские чтения : материалы V Всерос. (национал.) науч.-.практ. конф., 19 января 2022 г., г. Тамбов. Тамбов : Изд. дом «Державинский», 2022. С. 179–188.
7. Отчет по форме № 1-НМ « Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации». URL: https:// www.nalog.gov.ru/rn14/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 17.04.2024).
8. Отчет по форме № 1-патент «Отчет о количестве индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и выданных патентов на право применения видов предпринимательской деятельности». URL: https://www.nalog. gov.ru/rn14/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 17.04.2024).
9. Отчет по форме № 5-ЕНВД « Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов тельности». URL: https://www.nalog.gov.ru/rn14/related_ activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 17.04.2024).
10. Отчет по форме № 5-ЕСХН « Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому сельскохозяйственному налогу». URL: https://www.nalog.gov.ru/rn14/related_activities/statistics_and_analytics/ forms/ (дата обращения: 17.04.2024).
11. Отчет по форме № 5-УСН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения». URL: https://www.nalog. gov.ru/rn14/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 17.04.2024).
12. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (с изм. и доп.) : федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006. Доступ из СПС «Гарант».
13. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства : постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2097. Доступ из СПС «Гарант».
14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
15. Малое и среднее предпринимательство в России. 2022 : стат. сб. М. : Росстат, 2022. 101 с.
16. Ильина С. А. Упрощенная система налогообложения: проблемы и пути совершенствования // Актуальные вопросы науки и практики : сб. науч. статей по материалам XII Междунар. науч.-практ. конф., 20 июня 2023 г., г. Уфа. В 2 ч. Ч. 1. Уфа : Науч.-изд. центр «Вестник науки», 2023. С. 215–219.
17. Бычкова Г. М. Факторы, влияющие на прибыль малого бизнеса // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2019. Т. 1. С. 309–310.
18. Царёва Н. Е., Неоклеус К. А. Проблема обновления основных производственных фондов предприятий малого бизнеса в России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022. № 1. С. 253–262. DOI 10.26456/2219-1453/2022.1.253-262.
19. Отчет по форме № 5-П « Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций». URL: https://www.nalog.gov.ru/rn14/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 17.04.2024).
Об авторе
Н. З. ЗотиковРоссия
экономических наук, доцент
Рецензия
Для цитирования:
Зотиков Н.З. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ. Вестник Сургутского государственного университета. 2024;12(2):32-41. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-2-4
For citation:
Zotikov N.Z. SPECIAL TAX TREATMENTS: APPLICATION PRACTICE. Surgut State University Journal. 2024;12(2):32-41. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-2-4