Перейти к:
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-2-8
Аннотация
В статье отражены актуальные вопросы правового обеспечения общественной безопасности с учетом разработанных и реализуемых мер предупреждения преступности. Основные направления в области обеспечения безопасности и устойчивого развития современного общества подлежат определению с учетом реализуемой международной, межгосударственной и национальной политики. Особого внимания заслуживают меры в сфере обеспечения комплексной безопасности, ориентированные на противодействие актам террористической и экстремистской направленности, предупреждение незаконного оборота наркотиков и иных психотропных веществ. Новые вызовы и угрозы в условиях глобализации существенно осложняют процесс обеспечения безопасности социально значимых объектов и мест массового пребывания населения. Актуальным становится совершенствование правовых средств для достижения задач стратегического планирования в сфере обеспечения общественной безопасности.
Ключевые слова
Для цитирования:
Авдеев В.А., Авдеева О.А. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ. Вестник Сургутского государственного университета. 2024;12(2):74-84. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-2-8
For citation:
Avdeev V.A., Avdeeva O.A. NEW TRENDS IN THE LEGAL PROVISION OF PUBLIC SAFETY IN CRIME PREVENTION. Surgut State University Journal. 2024;12(2):74-84. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-2-8
ВВЕДЕНИЕ
Новые тенденции в сфере общественной безопасности в контексте предупреждения преступности актуализируют необходимость принятия качественно новых политико-правовых решений, связанных с повышением эффективности правового обеспечения мер, реализуемых на федеральном и региональном уровнях. Значимость решения данной проблемы предопределена поиском наиболее оптимальных правовых средств в сфере охраны жизни и здоровья населения, обеспечения комплексной безопасности населения, непосредственно связанной с проявлениями радикализма, экстремизма, терроризма, сепаратизма на религиозной и национально-этнической почве, а также социально негативными явлениями, в том числе незаконным потреблением наркотических и иных психотропных веществ и т. д. [1].
Актуальность данной темы также состоит в целесообразности разработки комплексного и системного подхода к выявлению на основе проведения правовых исследований достоверных данных о наиболее криминогенных сферах, требующих правового обеспечения; созданию консолидированных и согласованных федеральных и региональных программ, содержащих конкретные и приемлемые для субъектов с учетом регионального подхода организационно-практические меры, необходимые для нейтрализации и устранения имеющихся проблем в сфере обеспечения общественной безопасности; предупреждению наиболее распространенных видов противоправных деяний, их профилактике и пресечению указанной противоправной деятельности.
Актуализируется на современном этапе в рамках реализации стратегических направлений по обеспечению общественной безопасности разработка новых направлений, связанных с повышением качества:
– проведения государственного мониторинга состояния преступности и выявления криминогенных сфер в указанной области;
– реализации мер по противодействию организованной и рецидивной преступности в данной сфере;
– учета используемых ресурсов в области общего, специального и индивидуального предупреждения преступлений в сфере общественной безопасности;
– осуществления контроля в сфере предупреждения преступлений в сфере общественной безопасности;
– модернизации системы статистического учета по вопросам состояния преступности в указанной сфере;
– деятельности институтов гражданского общества в целях пресечения правонарушающего поведения.
Эффективной практической реализации на данном этапе требуют положения, предусмотренные в рамках федеральных и региональных программ и ориентированные на консолидацию ресурсов государственной администрации субъектов и органов местного самоуправления в сфере предупреждения и профилактики экстремизма, терроризма, сепаратизма на религиозной и национально-этнической почве, наркотизма и иных социально негативных явлений, создающих угрозу для обеспечения комплексной безопасности населения.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правовым обеспечением мер, реализуемых в целях гарантирования общественной безопасности. Целью являлось проведение социологических исследований по выявлению состояния преступности, разработка новых направлений по решению современной практико-ориентированной проблемы, связанной с правовым обеспечением мер в сфере общественной безопасности.
В задачи исследования входило: проведение уголовно-правовых, криминологических и социологических исследований по раскрытию состояния, динамики преступности в сфере общественной безопасности; выявление причин и условий указанного вида преступности; поиск наиболее оптимальных правовых средств в сфере обеспечения охраны жизни и здоровья населения; определение стратегических направлений в деятельности администрации субъектов и органов местного самоуправления в сфере предупреждения и профилактики экстремизма, терроризма, сепаратизма на религиозной и национально-этнической почве, наркотизма и иных социально негативных явлений, создающих угрозу для обеспечения комплексной безопасности населения.
Методология исследования основана на привлечении совокупности общенаучных и частно-научных методов, в том числе уголовно-правовых и криминологических, которые позволили дать оценку законодательной регламентации составов преступлений и ответственности за посягательства в сфере общественной безопасности, показать состояние и динамику преступности в сфере общественной безопасности. Применению подлежали правовые методы прогнозирования, которые позволили оценить перспективы состояния преступности в сфере общественной безопасности. Существенную роль в изысканиях сыграли социологические методы, которые позволили изучить мнение респондентов относительно состояния уровня их защищенности.
В основу оценки результативности проводимых исследований положено проведенное анкетирование, позволившее выявить мнение респондентов относительно достаточности, качества и эффективности проводимых мероприятий в сфере обеспечения общественной безопасности на региональном уровне, в частности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на примере предупреждения преступлений экстремистской и террористической направленности.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Продиктованные жизнью обновленные угрозы и вызовы актуализировали процесс дальнейшего совершенствования мер, направленных на обеспечение общественной безопасности [2, 3]. Развитие на международном уровне вооруженных конфликтов, попирание прав и свобод человека обусловили необходимость дальнейшей модернизации системы предупреждения преступности, создания обстановки нетерпимости к противоправному поведению, создающему угрозу общественной безопасности [4, 5]. В этой связи в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2021 г. отмечается актуальность реализации комплекса мер по минимизации угроз общественной безопасности.
Вследствие реализации государственной политики по обеспечению мер стратегического планирования в сфере национальной безопасности в рамках раздела IX Уголовного кодекса РФ регламентации подлежат преступления против общественной безопасности и общественного порядка. В главах 24–28 УК РФ предусмотрена ответственность за совершение преступлений против общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности, экологических преступлений, преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также в сфере компьютерной информации.
При наметившемся в РФ в январе – октябре 2023 г. снижении на 1,2 % общей численности зарегистрированных преступлений увеличилось на 8,8 % число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на 30,7 % – преступлений, связанных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Отмечается рост на 5,1 % расследованных субъектами учета преступлений экстремистской направленности. Одновременно произошло увеличение на 13,4 % расследованных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ. Вызывает озабоченность увеличение на 5,3 % показателей совершения преступлений, связанных с хулиганством, на 3,3 % увеличилось число совершенных преступлений коррупционной направленности, на 1,6 % наметился рост показателей преступлений в сфере нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Среди преступлений, следствие по которым является обязательным, внимания заслуживают высокие темпы роста – на 135,4 % террористических актов, на 224,8 % – преступлений в сфере компьютерной информации, на 12,9 % – организации преступного сообщества и участия в нем. Пристального внимания заслуживает рост абсолютных показателей зарегистрированных преступлений против общественной безопасности, связанных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, предусмотренных ст. 205.2 УК РФ (15,3 %), ст. 228.1 УК РФ (30,8 %), ст. 242–242.2 УК РФ (21,2 %), ст. 272 УК РФ (253,3 %).
Анализ данных официальной статистики позволяет отметить, что общая численность осужденных за данные преступления в первом полугодии 2023 г. составила 72 562 человека. Вследствие этого можно сделать вывод о том, что каждый четвертый (26,98 %) в РФ в рассматриваемый период был осужден за преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Доминирующее положение среди данной группы занимают осужденные за преступления, предусмотренные главой 25 УК РФ, – 36 084 чел. (13,41 %). Далее следуют осужденные за преступления, предусмотренные главой 27 УК РФ, –
28 150 чел. (10,46 %). Минимальными показателями характеризуются деяния, регламентированные, соответственно, главами: 24 УК РФ – 5 507 чел. (2,04 %), 26 УК РФ – 2 659 чел. (0,98 %), 28 УК РФ – 162 чел. (0,06 %).
Высокий удельный вес привлеченных к уголовной ответственности за указанные преступления указывает на необходимость дальнейшего совершенствования механизма противодействия, используя, в том числе и предупредительный потенциал [6–8]. Особого внимания заслуживает в условиях современных глобализационных вызовов и угроз общее, специальное и индивидуальное предупреждение преступлений экстремистской и террористической направленности.
При проведении исследования в основу оценки результативности проводимых мероприятий по предупреждению преступлений в сфере общественной безопасности были положены формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, социологический методы исследования, позволившие установить объективную картину и разработать предложения по созданию более эффективного механизма правового обеспечения общественной безопасности на региональном уровне. На основании методологии научного познания были разработаны три анкеты, составленные с учетом возрастных, социально-психологических и иных особенностей респондентов, включая вид профессиональной деятельности. Основным подходом к проведению социологического опроса являлось привлечение широкого круга респондентов, в том числе школьников, учащихся ССУ, а также лиц, обучающихся в вузах по различным образовательным программам. При составлении анкет учитывались особенности таких категорий респондентов, как лиц, обучающихся по программам подготовки научно-педагогических работников, учителей, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, работников коммерческих организаций, неработающих лиц и лиц пенсионного возраста. Многоуровневый подход к проведению социологических исследований позволил выявить качество и эффективность мероприятий, проводимых в сфере обеспечения общественной безопасности на региональном уровне, в частности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на примере выявления проблем, имеющих место в реализации мер по предупреждению преступлений экстремистской и террористической направленности как одной из наиболее актуальных современных угроз.
Предложенные респондентам вопросы были ориентированы на выявление достоверного мнения относительно реального уровня радикализации сознания в области идеологии терроризма среди следующих категорий населения: детей дошкольного и школьного возраста; лиц, обучающихся по различным образовательным программам; молодежи; взрослого трудоспособного населения. Разработанные для респондентов вопросы были ориентированы на выявление их мнения относительно степени достаточности проводимых мер по формированию антитеррористического сознания с учетом избирательности данных мер по отношению к различным категориям населения. В качестве критериев оценки эффективности были положены мероприятия, направленные на совершенствование мер в сфере противодействия идеологии терроризма нормативно-правового, административного, кадрового, методического, организационного, информационного характера. В анкете респондентам были предложены вопросы, позволяющие дать оценку эффективности мероприятий по противодействию идеологии терроризма, проводимых органами государственной администрации и местного самоуправления. При этом в качестве критериев оценки эффективности мер, осуществляемых в сфере обеспечения общественной безопасности на региональном уровне, были предложены мероприятия по противодействию идеологии терроризма, проводимые в части предупреждения данного вида преступности непосредственно правоохранительными органами, в том числе полицией и прокуратурой. Среди критериев оценки эффективности были обозначены мероприятия по противодействию идеологии терроризма, возлагаемые на родителей, семью, образовательные учреждения, коммерческие и иные организации. Нельзя не отметить значимость такого критерия оценки эффективности мер по противодействию идеологии терроризма, как деятельность СМИ.
В результате проведенного исследования были установлены следующие обстоятельства. Почти две трети из числа 1 400 опрошенных респондентов считают, что реализуемые меры по формированию у населения антитеррористического сознания в целом являются достаточными (64,2 %). При этом 30,2 % признали осуществляемые меры достаточными, но не в полной мере. Более двух третей из числа проанкетированных отметили достаточность проводимых мер по формированию у детей дошкольного возраста антитеррористического сознания (64,8 %). Однако более четверти респондентов (27,1 %) полагают, что указанные меры являются не в полной мере достаточными. Среди опрошенных 8,1 % респондентов считают данные меры недостаточными.
Если рассматривать мнение респондентов с учетом формирования антитеррористического сознания у детей, обучаемых в школах, то преимущественное большинство (61,8 %) считает их достаточными. Настораживает тот факт, что почти треть опрошенных (31,4 %) полагает, что указанные меры являются достаточными не в полной мере.
Что касается мер по формированию антитеррористического сознания у молодежи, то также более половины из числа проанкетированных отметили их достаточность (58,7 %). При этом сохраняется тенденция, когда более трети респондентов (33,8 %) полагают, что указанные меры являются не в полной мере достаточными, а 7,5 % опрошенных считают данные меры недостаточными.
Исследуя степень достаточности реализуемых мер в данной области на примере следующей категории респондентов, стоит подчеркнуть, что достаточность реализуемых мер по формированию у взрослого населения антитеррористического сознания определили почти две трети опрошенных (63,3 %). Более четверти (29,7 %) респондентов полагают, что указанные меры являются не в полной мере достаточными, а 7,0 % опрошенных считают, что данные меры нельзя признать достаточными.
Особого внимания заслуживает наличие неоднозначного мнения среди опрошенных относительно того, требуется ли совершенствование на региональном уровне законодательного механизма в сфере противодействия идеологии терроризма. Лишь 41,2 % опрошенных на данный вопрос ответили положительно. Почти треть респондентов (31,0 %) отметили, что данная модернизация требуется частично; исключает такую необходимость 27,8 % респондентов. В результате можно сделать вывод о том, что почти три четверти опрошенных (72,2 %) высказали мнение о целесообразности модернизации нормативно-правового регулирования мер по предупреждению распространения идеологии терроризма и экстремизма.
Примечательным является мнение опрошенного населения о необходимости совершенствования также организационно-практических мер в сфере противодействия идеологии терроризма. Так, 42,2 % опрошенных на указанный вопрос ответили положительно; почти треть респондентов указали на необходимость частичной модернизации (30,5 %) и 27,3 % выразили мнение об отсутствии данной необходимости. В совокупности почти три четверти опрошенных высказали мнение о целесообразности модернизации организационно-практических мер в сфере противодействия идеологии терроризма (72,7 %).
Что касается необходимости дальнейшего совершенствования методического обеспечения региональной политики по противодействию идеологии терроризма, то более трети респондентов поддержали данную точку зрения (38,6 %). За частичную модернизацию мер в сфере методического обеспечения высказались менее трети опрошенных (32,1 %).
На нецелесообразность их модернизации указали 29,3 % респондентов. Соответственно, большинство респондентов выступили за полное либо частичное совершенствование мер в сфере методического обеспечения региональной политики по противодействию идеологии терроризма (70,7 %).
Интерес представляет мнение населения относительно эффективности кадрового потенциала в сфере противодействия идеологии терроризма. Более трети респондентов высказали мнение о целесообразности совершенствования кадровой политики (38,9 %), 30,9 % отметили необходимость частичной модернизации и 30,1 % отрицают актуальность данных мероприятий. По совокупности получается, что за полное либо частичное совершенствование кадровых мероприятий по противодействию идеологии терроризма выступили 69,8 % респондентов.
Внимания заслуживает мнение населения относительно совершенствования региональной политики в сфере реализации мер, связанных с научным обеспечением предупредительной деятельности в данной области. Стоит подчеркнуть, что 38,9 % опрошенных дали однозначно положительный ответ на указанный вопрос; 29,8 % респондентов отметили необходимость принятия частичных мер. 31,3 % респондентов указали на отсутствие необходимости совершенствования мер в сфере научного обеспечения правовой политики. В результате более двух третей из числа опрошенных (68,7 %) высказали мнение о целесообразности подобной модернизации.
Значение в плане установления эффективности проводимых мероприятий по предупреждению распространения идеологии экстремизма, терроризма и радикализма имеет мнение населения относительно достаточности мер, осуществляемых государственной администрацией. В частности, 46,1 % респондентов отметили необходимость усиления деятельности государственной администрации в сфере противодействия идеологии терроризма. Более четверти респондентов указали, что требуется частичная актуализация данных мер (27,5 %), в то время 26,3 % респондентов исключили данную необходимость. Таким образом, 73,6 % респондентов считают, что требуется полное либо частичное усиление деятельности государственной администрации в сфере противодействия идеологии терроризма.
С целью выявления роли органов местного управления в механизме предупреждения преступлений террористической и экстремистской направленности в анкете был поставлен ряд вопросов. Наличие необходимости активизации деятельности органов местного управления отметили 45,0 % опрошенных. На частичную необходимость усиления деятельности органов местного управления указали 27,2 % респондентов. Исключили данную необходимость 27,8 % респондентов. Вместе с тем в совокупности усиление деятельности органов местного управления в механизме предупреждения преступлений террористической и экстремистской направленности отметили 72,2 %.
Примечательно, что при исследовании роли образовательных учреждений в сфере противодействия идеологии терроризма 48,6 % респондентов отметили необходимость ее усиления. Более четверти респондентов указали на необходимость частичной активизации деятельности органов местного самоуправления в данной сфере (27,6 %). Исключили данную необходимость 23,8 % опрошенных. В целом 76,2 % респондентов выступили за полное либо частичное усиление деятельности образовательных учреждений в сфере противодействия идеологии терроризма.
Особого внимания заслуживает мнение респондентов относительно целесообразности усиления деятельности родителей в сфере противодействия идеологии терроризма. Так, 49,9 % опрошенных подчеркнули наличие такой необходимости; на частичную необходимость усиления данной деятельности указали 28,2 % опрошенных; доля опрошенных, исключивших такую необходимость, составила 21,9 %. Соответственно, большинство респондентов считает, что в настоящее время с учетом новых угроз и вызовов необходимым является полное или частичное усиление деятельности родителей в сфере противодействия идеологии терроризма (78,1 %).
Важную роль в стратегическом планировании мер по противодействию преступлениям террористической и экстремистской направленности на федеральном и региональном уровнях отводят правоохранительным органам. В этой связи в ходе анкетирования актуальным представлялось выяснить по данному аспекту мнение населения. Примечательно, что более половины из числа опрошенных полагают, что усиление осуществляемой полицией деятельности в данной сфере является на региональном уровне необходимым (55,7 %). Почти четверть респондентов высказали мнение о частичной целесообразности усиления деятельности полиции (23,9 %), и лишь пятая часть опрошенных исключила такую необходимость (20,3 %). Ввиду этого следует заключить, что почти четыре пятых респондентов выступили за полное либо частичное усиление деятельности полиции в сфере противодействия идеологии терроризма (79,6 %). Интерес представляет оценка деятельности прокуратуры в сфере противодействия идеологии терроризма. Почти половина (46,8 %) из числа опрошенных подчеркнули наличие такой необходимости; четвертая часть респондентов выразила точку зрения о частичной необходимости подобного усиления (24,8 %) и 28,4 % респондентов полностью исключили такую необходимость. Вследствие этого можно сказать, что почти три четверти респондентов выступают за полное либо частичное усиление деятельности полиции в сфере противодействия идеологии терроризма (71,6 %).
В процессе стратегического планирования мер по противодействию идеологии терроризма на современном этапе значительная роль отводится повышению качества информационного воздействия. В ходе анкетирования было установлено, что 50,0 % респондентов указали, что актуальным является корректирование деятельности информационных средств в сфере противодействия идеологии терроризма. За частичное корректирование указанной деятельности выступили более четверти респондентов (29,4 %), при этом пятая часть опрошенных исключила такую необходимость (20,6 %). Следовательно, большинство респондентов выступают за полное либо частичное корректирование деятельности информационных средств в сфере противодействия идеологии терроризма (79,4 %). Анализируя эффективность информационных ресурсов, нельзя не отметить мнение респондентов относительно необходимости корректирования непосредственно информационно-пропагандистских материалов антитеррористической направленности. В совокупности большинство респондентов выступают за полное (44,3 %) либо частичное (29,3 %) внесение корректив в информационно-пропагандистские материалы антитеррористической направленности. Лишь 26,4 % опрошенных указали на отсутствие данной необходимости.
Важной составляющей при проведении социологического опроса являлось установление мнения респондентов, касающегося их отношения к уровню радикализации детей дошкольного возраста с учетом их поведения дома, в дошкольном учреждении и общественных местах. Большинство респондентов отметили средний уровень радикализации детей дошкольного возраста (55,6 %). На низкий уровень их радикализации указали 37,7 % проанкетированных. Доля респондентов, полагающих, что у детей дошкольного возраста присутствует высокий уровень радикализации, составила 6,7 %.
Стоит особо подчеркнуть, что степень радикализации повышается по мере увеличения возраста контрольной группы. На поставленный вопрос по поводу уровня радикализации подростков, юношей и девушек в возрасте 14–17 лет, с учетом их поведения в школе, преимущественное большинство из числа опрошенных указало именно на средний уровень радикализации (59,4 %). Низкий уровень радикализации фигурирует в 32,6 % анкет. Удельный вес респондентов, полагающих, что у подростков, юношей и девушек 14–17 лет, с учетом их поведения в школе, имеет место высокий уровень радикализации, составил 8,0 %. Незначительное изменение уровня радикализации характерно для показателей в отношении подростков, юношей и девушек 14–17 лет, с учетом их поведения в общественных местах: большинство опрошенных из 1 383 респондентов указало на средний уровень радикализации (60,3 %); низкий уровень радикализации отмечен в 32,5 % анкет; удельный вес респондентов, считающих, что у подростков, юношей и девушек 14–17 лет, с учетом их поведения в общественных местах, имеет место высокий уровень радикализации, составил 7,2 %.
Интерес представляет мнение респондентов относительно уровня радикализации молодежи в возрасте 18–35 лет. Если анализировать данные с учетом уровня появления радикализации молодежи на местах работы, то большинство опрошенных указало на средний уровень радикализации (60,3 %), низкий уровень радикализации фигурирует в 30,1 % анкет, а удельный вес респондентов, полагающих, что у молодежи по месту работы присутствует высокий уровень радикализации, составил 9,7 %. Сохраняется данная тенденция относительно показателей уровня проявления радикализации у молодежи в возрасте 18–35 лет с учетом ее поведения в общественных местах: большинство опрошенных респондентов указали на средний уровень (61,9 %); низкий уровень фигурирует в 29,7 % полученных ответов; удельный вес респондентов, отметивших высокий уровень, составил 8,4 %.
Если проанализировать показатели уровня проявления радикализации населения среднего возраста, то с учетом их поведения по месту работы 55,1 % опрошенных указали на средний уровень; 34,4 % респондентов отметили низкий уровень; 10,5 % считает данный уровень высоким. Что касается уровня проявления радикализации населением среднего возраста в общественных местах, то большинство опрошенных указало на средний уровень радикализации (57,2 %), низкий уровень радикализации фигурирует в 33,7 % полученных ответов, высокий уровень отмечен 9,1 % опрошенных.
В процессе анкетирования выявлению подлежало мнение респондентов относительно роли пропагандистской и вербовочной деятельности, базирующейся на искажении традиционных религиозных постулатов. Большинство опрошенных придают указанной деятельности значительную роль (43,8 %). Более трети респондентов считают роль данной деятельности незначительной (36,3 %). Каждый пятый отметил на неоказание какого-либо влияния этой деятельностью (20,0 %).
При исследовании проблемы противодействия преступлениям террористической направленности выявлению подлежало мнение населения относительно установления контингента лиц, являющихся наиболее подверженными воздействию идеологии терроризма. Большинство опрошенных относят к данной категории молодежь 18–35 лет (60,4 %). Другая часть респондентов полагает, что повышенной уязвимостью в этом плане обладают несовершеннолетние, обучающиеся в школе (29,8 %). Соответственно, минимальная доля отводится иным категориям лиц, включая детей дошкольного возраста (4,4 %), лиц среднего (4,3 %) и старшего (1,1 %) возраста.
Показательными являются ответы респондентов относительно качества и достаточности проводимой профилактической работы с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под ее влияние. Примечательно, что недостаточно проводимая профилактическая работа с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под ее влияние, была отмечена в ответах 11,4 % участников проведенного социологического исследования. Большинство опрошенных отметили профилактическую работу как не в полной мере достаточную (48,0 %). Данная работа была признана достаточной в 40,5 % анкет.
В качестве стратегических направлений по осуществлению профилактической работы признана консолидация ресурсов федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по реализации мер в сфере общего, специального и индивидуального предупреждения преступлений экстремистской и террористической направленности, касающихся выявления и предотвращения условий и причин совершения преступлений, определения приоритетности и обеспечения эффективности мер, принимаемых при реализации региональной политики в сфере нейтрализации социально негативных явлений и их последствий.
Стоит особо подчеркнуть отмеченную респондентами неразрывную взаимосвязь и взаимозависимость мер общего, специального и индивидуального предупреждения преступлений с уровнем социально-экономического развития, а также реализуемых мер, содействующих выявлению и предотвращению условий и причин совершения преступлений, повышению эффективности в сфере профилактики преступности. Одним из распространенных факторов совершения указанных преступлений в сфере общественной безопасности в условиях современных угроз и вызовов признается снижение уровня правового сознания и правовой культуры, что закономерно влечет рост правового нигилизма и провоцирует распространение идеологии терроризма и экстремизма.
Реализуемые меры в рамках реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма ориентируют на повышение качества профилактических мер, включая актуализацию мониторинга антитеррористической защищенности критически значимых объектов, состояния инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности территорий объектов недвижимости с массовым пребыванием людей. Заслуживают актуализации паспорта безопасности объектов возможных террористических посягательств.
Учитывая взаимообусловленность проявлений радикализма, экстремизма и терроризма с рядом социально негативных явлений, существенное значение отводится актуализации органами государственной власти мер по противодействию преступному обороту наркотиков, что требует консолидации ресурсов органов местного самоуправления, организаций, предприятий и учреждений в целях обеспечения комплексной безопасности населения, включая организацию правового консультирования и просвещения по вопросам оказания бесплатной юридической помощи и защиты прав. Обеспечение органами государственной власти безопасности населения с учетом взаимосвязи мероприятий, координируемых и совместно проводимых с органами местного самоуправления, организациями, предприятиями и учреждениями в сфере профилактики, предусматривает: активизацию мер по проведению добровольного социально-психологического тестирования населения на предмет немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ; организацию в целях выявления фактов семейного неблагополучия консультирования родителей и несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства; привлечение населения, в том числе несовершеннолетних, к участию в спортивно-массовых мероприятиях; проведение рабочих встреч, совещаний, коллегий с участием представителей окружных и муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних, муниципальных образований автономного округа по вопросам профилактики преступности, в том числе несовершеннолетних.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время своевременным является дальнейшее совершенствование региональных программ, подлежащих реализации на уровне государственной администрации и органов местного самоуправления в сфере предупреждения и профилактики экстремизма, терроризма, сепаратизма на религиозной и национально-этнической почве, наркотизма и иных социально негативных явлений. Значимость данного подхода состоит в решении проблемы обеспечения комплексной безопасности на основе практико-ориентированных мер, предусматривающих реализацию программ по предупреждению и профилактике экстремизма, терроризма, сепаратизма на религиозной и национально-этнической почве как органами государственной администрации и органами местного самоуправления, так и иными институтами гражданского общества.
Совершенствование уровня реализации региональных программ предусматривает осуществление приемлемых организационно-практических мер, позволяющих консолидировать ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимые для нейтрализации и устранения имеющихся проблем в сфере обеспечения общественной безопасности в целом. Реализации заслуживает комплексный подход к осуществлению мер по профилактике, пресечению и предупреждению наиболее распространенных видов противоправных деяний и выявлению наиболее криминогенных сфер, требующих своевременного правового регулирования.
В связи с сохраняющимися тенденциями, связанными с ухудшением качества жизни населения и растущими показателями потребления алкогольной продукции, одной из причин данного вида преступности остается вовлечение в преступную (противоправную) деятельность наиболее уязвимых социальных категорий, в том числе молодежи. Статистика преступлений свидетельствует об активном вовлечении в преступную (противоправную) деятельность несовершеннолетних. Имеет место рост числа указанных преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия. Дестабилизирующее влияние на общественное настроение оказывают радикальные и экстремистские проявления среди местного населения.
Одной из важных проблем в сфере реализации мер по противодействию преступлениям в сфере обеспечения общественной безопасности остается недостаточный уровень правовых знаний, правового воспитания, отсутствие необходимых навыков поведения в сложных и чрезвычайных ситуациях, недостаточность превентивных мер со стороны органов государственной власти и органов самоуправления, семьи, образовательных учреждений, а также состояние современной, в том числе информационной инфраструктуры.
Среди причин с учетом развития информационных технологий особую актуальность приобретают факторы, связанные с деструктивным влиянием информационного пространства, нередко ориентированным на информационное манипулирование традиционными нравственными ценностями, стимулирующим антиобщественное поведение и наносящим значительный ущерб правовому воспитанию. Искаженному восприятию традиционных духовно-нравственных и правовых ценностей способствуют предпринимаемые попытки ценностной дезориентации.
В результате совершенствования требует деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества, направленная на консолидацию усилий по устранению причин и условий, влекущих как маргинальное, так и правонарушающее поведение, правовому просвещению, правовому воспитанию, духовному и нравственному развитию личности.
Совершенствование нормативно-правового регулирования на региональном уровне в сфере противодействия преступлениям против общественной безопасности предусматривает актуализацию региональных (муниципальных) программ и планов мероприятий по организации мер, направленных на: 1) раннее предупреждение преступности, обеспечивающее создание условий для выявления и раскрытия преступлений против общественной безопасности, нейтрализации угроз их возникновения и реальных причин их совершения; 2) реабилитацию и ресоциализацию правонарушителей в сфере общественной безопасности; 3) развитие кадрового потенциала системы профилактики преступлений против общественной безопасности; 4) раннее выявление и профилактику девиантного поведения населения в сфере общественной безопасности; 5) совершенствование деятельности образовательных организаций по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних и групп населения, относящихся к категории риска; 6) повышению эффективности программы поддержки семьи, мигрантов и национальных меньшинств; 7) развитие единой информационной образовательной и нравственно-воспитывающей среды.
Список литературы
1. Авдеев В. А., Авдеева О. А. Современные тенденции реализации правовой политики Российской Федерации по обеспечению общественной и государственной безопасности в контексте противодействия терроризму и экстремизму // Российский судья. 2023. № 10. С. 35–39. DOI 10.18572/1812-3791-2023-10-35-39.
2. Александров Д. Е. Проблемы дифференциации наказаний за преступления против общественной безопасности, посягающие на безопасность существования человека // Вестник Владимирского юридического института. 2012. № 3. С. 54–57.
3. Быков А. И. Вопросы освобождения от уголовной ответственности за преступления против общественной безопасности // Пенитенциарная наука. 2020. Т. 14, № 2. С. 222–228. DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-2-222-228.
4. Винокуров В. Н. Квалификация хулиганства с применением оружия как преступление против общественной безопасности // Уголовное право. 2020. № 2. С. 10–14.
5. Корабельникова Ю. Л. О конституционно-правовой природе и содержании права на безопасность // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 3. С. 59–66. DOI 10.24412/2072-9391-2021-359-59-66.
6. Медведев С. С., Неверов А. В. Перспективы совершенствования норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления против общественной безопасности // Право и практика. 2019. № 2. С. 77–81.
7. Олимпиев А. Ю. О квалификации составов преступлений против общественной безопасности в уголовном законодательстве Российской Федерации // Вестник Московской Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2019. № 3. С. 82–85.
8. Упоров И. В. Понятие терроризма: от отдельного состава преступления против общественной безопасности до социально опасного явления // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 2. С. 216– 223. DOI 10.5281/zenodo.4596000.
Об авторах
В. А. АвдеевРоссия
доктор юридических наук, профессор
О. А. Авдеева
Россия
доктор юридических наук, доцент
Рецензия
Для цитирования:
Авдеев В.А., Авдеева О.А. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ. Вестник Сургутского государственного университета. 2024;12(2):74-84. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-2-8
For citation:
Avdeev V.A., Avdeeva O.A. NEW TRENDS IN THE LEGAL PROVISION OF PUBLIC SAFETY IN CRIME PREVENTION. Surgut State University Journal. 2024;12(2):74-84. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-2-8