Preview

Вестник Сургутского государственного университета

Расширенный поиск

Проблемы выявления и расследования таможенных преступлений в условиях электронного декларирования

https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-3-10

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В статье отмечается, что сегодня завершился процесс перехода на электронное декларирование. В ряде регионов созданы центры электронного декларирования, которые уже доказали свою эффективность, в настоящее время их число достигло 16. Но наряду с положительными моментами, связанными с введением электронного декларирования, существуют и отрицательные. Так, преступность, в том числе в таможенной сфере, никуда не делась, а новые условия декларирования требуют поиска новых способов противодействия ей. Модель электронного декларирования товаров в центрах электронного декларирования определила новые особенности как совершения преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, так и их выявления, пресечения и документирования. Поэтому, делают вывод авторы, для эффективного противодействия преступности в таможенной сфере необходим постоянный обмен опытом между различными электронными таможнями с целью формирования единообразной практики, выявления существующих проблем и поиска их решения.

Для цитирования:


Подройкина И.А., Мозговых Г.А. Проблемы выявления и расследования таможенных преступлений в условиях электронного декларирования. Вестник Сургутского государственного университета. 2024;12(3):99-106. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-3-10

For citation:


Podroykina I.A., Mozgovykh G.A. Problems of detection and investigation of customs crimes in the context of electronic declaration. Surgut State University Journal. 2024;12(3):99-106. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-3-10

ВВЕДЕНИЕ

Как писал один из соавторов ранее в одной из своих работ, «современный этап развития цивилизации обусловлен процессами, связанными с развитием информационных технологий, проникновением их во все сферы деятельности человека. Да, к подобным процессам в начале XXI века относились с определенной долей критики в силу того, что были опасения относительно самого существования человека, применимости его способностей в условиях цифрового общества. Вместе с тем анализируемые процессы не остановились, а цифровая трансформация стала характеризоваться в последние годы высокой интенсификацией» [1].

И действительно, сегодня можно говорить о том, что цифровизация плотно вошла в нашу жизнь, затронув практически все сферы общественной жизни, охватив значительное число процессов как в системе государственного управления, так и в системе контроля. Долгое время происходило обсуждение внедрения цифровых технологий в таможенную сферу – и подобное внедрение мы видим, в том числе, через создание центров электронного декларирования (далее по тексту – ЦЭД).

Заметим, что в науке подобные процессы давно получили свою оценку. Так, некоторые авторы отмечали, что «организация процесса предварительного информирования и электронного декларирования является инструментом для интеграции России в мировое сообщество» [2]. Другие утверждали, что «технология электронного декларирования при условии отсутствия проблем в ее применении должна позволить значительно сократить время, затрачиваемое на совершение таможенных операций в отношении товаров» [3]. То есть этот процесс был ожидаем и поощряем не только со стороны государства, но положительно оценивался и теоретиками. Несмотря на длительность и определенные сложности, процесс организации электронного декларирования можно признать завершенным. Вместе с тем, несмотря на целый ряд положительных моментов, связанных с внедрением электронного декларирования, ряд трудностей сохраняется. На различные проблемы, связанные с выявлением и расследованием преступлений в таможенной сфере, обращают внимание в своих работах и другие исследователи [4–6], однако в привязке к электронному декларированию, как правило, такие исследования не проводятся, что подтверждает актуальность проводимого исследования.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В процессе подготовки статьи авторы опирались на диалектический метод познания, предполагающий изучение всех явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимовлиянии. При подготовке исследования и при формулировании выводов использовались такие методы, как формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, а также анализ и синтез.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В период с начала 2012 г. Федеральная таможенная служба России (далее по тексту – ФТС России) в числе приоритетных задач развития обозначила такую, как внедрение способа удаленного выпуска товаров. Это предполагало перевод декларирования товаров в электронный вид с использованием автоматизации таможенных процессов с применением данной практики в ЦЭДах. Первой электронной таможней в нашей стране стала Приволжская электронная таможня. К концу 2020 г. был полностью завершен проект, связанный с организацией в России масштабной сети электронных таможен и ЦЭДов (рис. 1).

Рис. 1. Расположение ЦЭДов

Примечание: составлено авторами на основании данных, полученных в исследовании.

Исследователи подчеркивают, что «деятельность ЦЭДов выстраивается на полной автоматизации таможенного декларирования и таможенного контроля, что выводит их на новый и более качественный уровень. В настоящее время проведено серьезное реформирование системы таможенных органов с концентрацией декларирования товаров в ЦЭДах» [7].

Созданная в процессе реформирования современная инфраструктура на сегодняшний день включает в себя 16 ЦЭДов. Названные центры находятся в подчинении у 8 региональных электронных таможен, 2 областных и 6 специализированных таможен. Успешно удалось разделить документальный и фактический контроль товаров: декларации оформляются в ЦЭДах, а физически груз проверяется на таможенных постах фактического контроля (далее по тексту – ТПФК) по месту прибытия/убытия товаров (рис. 2).

Рис. 2. Разделение полномочий между ЦЭД и ТПФК

Примечание: составлено авторами на основании данных, полученных в исследовании.

ЦЭД представляет собой таможенный орган. В его компетенцию, помимо прочего, входит совершение таможенных операций в электронной форме, а также взаимодействие на определенном удалении с теми таможенными органами, где фактически находится товар. При этом такое взаимодействие осуществляется посредством программных средств, специально разработанных под эти цели. Планомерное и масштабное внедрение перечисленных выше технологий позволяет сокращать сроки и повышать прозрачность таможенного оформления, уменьшать риски коррупционных проявлений.

Модель электронного декларирования товаров в ЦЭДах определила новые особенности как совершения преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, так и их выявления, пресечения и документирования.

Как уже было сказано, 8 из 16 ЦЭДов подчинены областным и специализированным таможням, так называемым таможням «полного цикла», с нахождением в их структуре всех правоохранительных подразделений, в т. ч. оперативных.

В то же время в структуре электронных таможен, подчиненных региональным таможенным управлениям, на сегодняшний день отсутствуют оперативные подразделения, работа которых непосредственно была бы направлена на выявление и предупреждение преступ­лений.

В соответствии с Алгоритмом взаимодействия (рис. 3), утвержденным ФТС России, оперативное прикрытие ЦЭДов электронных таможен осуществляется должностными лицами оперативных таможен.

Рис. 3. Алгоритм взаимодействия должностных лиц электронной таможни,
оперативной таможни и таможни фактического контроля
при выявлении признаков противоправных деяний

Примечание: составлено авторами на основании данных, полученных в исследовании.

При поступлении информации о наличии возможных признаков преступления электронные таможни незамедлительно информируют об этом оперативные таможни для организации и проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. При получении результатов оперативно-розыскной деятельности они передаются в электронную таможню для дачи правовой оценки и последующего принятия решений о регистрации сообщений о преступлениях.

Декларирование товаров на Южном таможенном посту в настоящее время осуществляется с учетом особенностей проводимой диспетчеризации, обусловленной сухопутным видом транспорта, перемещающего товары, а также «обслуживанием» участников внешнеэкономической деятельности (далее по тексту – участников ВЭД), преимущественно зарегистрированных на территории Южного федерального округа.

На сегодня сформирован основной круг участников ВЭД, систематически осуществляющих декларирование на Южном ЦЭДе, что позволяет оперативно осуществлять их контроль и проверки с использованием инструментов и средств оперативно-розыскной деятельности (рис. 4).

Рис. 4. Участники ВЭД

Примечание: составлено авторами на основании данных, полученных в исследовании.

На примере Южной электронной таможни (далее по тексту – ЮЭТ) можно сказать о том, что ее почти 4-летнее взаимодействие с Южной оперативной таможней (далее по тексту – ЮОТ) в части документирования противоправных действий лиц свидетельствует о достаточной эффективности борьбы с преступностью, совершаемой в таможенной сфере.

В рамках обмена информацией и проведения совместных мероприятий было возбуждено 16 уголовных дел (8 ЮЭТ, в том числе – 5 по ст. 194 УК РФ, 1 по ст. 193¹ УК РФ, 2 по ст. 226¹ УК РФ; 8 ЮОТ, включая 7 по ст. 226¹ УК РФ, 1 по ст. 229¹ УК РФ). В результате деятельности двух названных подразделений в бюджет нашего государства было доначислено и взыскано более 150 млн руб.

В то же время формирующаяся правоприменительная практика свидетельствует о том, что на своевременное выявление и документирование признаков преступления оказывают влияние такие факторы, как:

  • объемы декларирования;
  • достаточно большое количество участников ВЭД, их территориальная удаленность от места дислокации электронных и оперативных таможен;
  • прибытие (убытие) товаров, подлежащих таможенному контролю с участием правоохранителей, в пункты пропуска, которые зачастую находятся на большом расстоянии от места декларирования товаров (рис. 5).

Рис. 5. Особенности выявления признаков преступления

Примечание: составлено авторами на основании данных, полученных в исследовании.

Отдельного внимания заслуживает проверка документов и сведений в отношении товаров, уже прошедших декларирование и выпущенных в автоматическом режиме программным средством (можно сказать, искусственным интеллектом) без какого-либо участия инспектора ЦЭДа в срок, не превышающий 15 секунд. Так называемый автовыпуск товаров подразумевает декларирование безрисковых товарных партий. Но как уже показывает практика проведения таможенного контроля после выпуска товаров, недобросовестными участниками ВЭД намеренно используются приемы и методы, с помощью которых декларации на товары попадают под категорию «безрисковых» для последующего автовыпуска, что исключает их проверку должностными лицами поста.

Кроме того, внедрение технологии регистрации деклараций на товары под единым регистрационным кодом, а именно определение информационной системой ФТС России таможенного органа декларирования исходя из фактической загруженности того или иного ЦЭДа, вне зависимости от местонахождения декларанта и ранее применяемых критериев диспетчеризации, может оказать влияние на изменение сегодняшней обстановки и скорость оперативного реагирования на нарушения законодательства при перемещении товаров.

Учитывая вышеизложенные особенности и то, что местом совершения преступлений при электронном декларировании товаров является ЦЭД, подчиненный конкретной электронной таможне, определяются и особенности расследования возбуждаемых уголовных дел, связанные в первую очередь с удаленностью представителей участников внешнеэкономической деятельности, в отношении которых проводятся следственные или процессуальные действия.

Так, например, из 8 уголовных дел, находившихся в производстве ЮЭТ, только по трем делам лица, в отношении которых проводились процессуальные мероприятия, дислоцировались на территории г. Ростова-на-Дону и Ростовской области, остальные – на территориях Краснодарского края, Волгоградской и Московской областей, городов Санкт-Петербург и Самара (рис. 6).

Безусловно, данный фактор влияет как на сроки расследования уголовных дел, так и на решение конкретных тактических следственных задач по уголовному делу.

Рис. 6. Территориальная удаленность лиц,
в отношении которых проводились следственные действия

Примечание: составлено авторами на основании данных, полученных в исследовании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как отмечает А. Н. Козырин, «первые результаты работы электронной таможни впечатляют: более трети всех таможенных деклараций регистрируется, а свыше четверти всех деклараций низкого уровня риска выпускается автоматически; среднее время выпуска составляет около 5 минут» [8]. Однако наряду с положительными моментами существуют и отрицательные. Так, к сожалению, преступность, в том числе в таможенной сфере, никуда не делась, а новые условия декларирования требуют поиска новых способов противодействия ей.

Для электронных таможен наиболее характерны преступления, предусмотренные ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей», ст. 226¹ УК РФ при контрабанде стратегически важных товаров и ресурсов, а также вооружения и товаров двойного назначения, в редких случаях статьей 229¹ УК РФ. В 2022 г. у электронных таможен исключены полномочия по проведению валютного контроля, в связи с чем в настоящее время дела, предусмотренные статьями 193 и 193¹ УК РФ, возбуждаются нечасто. Также систематически регистрируются сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. 327 УК РФ по обстоятельствам, связанным с использованием при таможенном оформлении товаров поддельных (недействительных) документов.

В электронных таможнях, являющихся относительно «молодыми» таможенными органами, еще формируется правоприменительная практика в области борьбы с преступлениями, совершаемыми при электронном декларировании товаров, и при этом она остается неразрывно связана с особенностями данного процесса, находящегося в стадии продолжающейся модернизации. Учитывая изложенное сегодня, необходим постоянный обмен опытом между различными электронными таможнями с целью формирования единообразной практики, выявления существующих проблем и поиска их решения. Только совместная деятельность и выработка совместных решений позволит таможенным органам эффективно противодействовать таможенной преступности в условиях электронного декларирования.

Список литературы

1. Алексеева М. В., Подройкина И. А. Современные инструменты трансформации государственного управления в условиях цифровой экономики // Правовой порядок и правовые ценности. 2023. Т. 1, № 4. С. 9–15.

2. Зуева Т. С. Особенности внедрения электронного декларирования в работу участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов на территории России // Таможенное дело. 2014. № 2. С. 3–6.

3. Скрипкина Е. В. Проблемы применения электронного декларирования // Таможенное дело. 2012. № 1. С. 23–26.

4. Белоусова Е. А., Степанов Р. Г. Некоторые особенности производства обыска по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов // Ленинградский юридический журнал. 2018. № 2. С. 204–209.

5. Передерий В. А. Некоторые аспекты выявления и расследования коррупционных преступлений, совершенных в таможенной сфере // Российский следователь. 2018. № 8. С. 21–25.

6. Подройкина И. А., Кругликова Д. А. Вопросы целесообразности введения новых составов в российское уголовное законодательство // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 1. С. 358–362.

7. Логинова А. С., Горошков А. А. Центры электронного декларирования: проблемы и решения // Таможенное дело. 2021. № 2. С. 19–22.

8. Козырин А. Н. От электронной таможни к таможне цифровой: развитие таможенно-правового регулирования в Российской Федерации // Закон. 2021. № 2. С. 118–130.


Об авторах

И. А. Подройкина
Ростовский филиал Российской таможенной академии; Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Россия

доктор юридических наук, доцент



Г. А. Мозговых
Ростовский филиал Российской таможенной академии; Южная электронная таможня Южного таможенного управления, Ростов-на-Дону
Россия

старший преподаватель



Рецензия

Для цитирования:


Подройкина И.А., Мозговых Г.А. Проблемы выявления и расследования таможенных преступлений в условиях электронного декларирования. Вестник Сургутского государственного университета. 2024;12(3):99-106. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-3-10

For citation:


Podroykina I.A., Mozgovykh G.A. Problems of detection and investigation of customs crimes in the context of electronic declaration. Surgut State University Journal. 2024;12(3):99-106. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-3-10

Просмотров: 94


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3455 (Online)