Перейти к:
Конституционно-правовое регулирование обязанностей общественных формирований в условиях конституционного реформирования в Республике Беларусь
https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-4-11
Аннотация
Рассматривается конституционно-правовое регулирование определения обязанностей общественных формирований как субъектов гражданского общества в контексте конституционного реформирования в Республике Беларусь. Отмечается базовый характер обязанностей общественных формирований (наряду с их правами) в контексте реализации ими своего целевого назначения, выступающими в качестве структурно-функциональной основы гражданского общества. Проводится дифференциация конституционно-правовых обязанностей общественных формирований по их субъектному составу и источникам конституционно-правового закрепления, выделяются общие и специальные обязанности в условиях конституционной легализации Всебелорусского народного собрания и гражданского общества. Вносятся предложения по развитию конституционного законодательства, включая необходимость систематизации обязанностей общественных формирований, категориально-понятийного аппарата в данной сфере, в контексте развития белорусской модели народовластия, обладающей высокой степенью конституционной идентичности.
Ключевые слова
Для цитирования:
Дашкевич А.Л. Конституционно-правовое регулирование обязанностей общественных формирований в условиях конституционного реформирования в Республике Беларусь. Вестник Сургутского государственного университета. 2024;12(4):128‒135. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-4-11
For citation:
Dashkevich A.L. Constitutional and legal regulation of public formations duties in constitutional reform in the Republic of Belarus. Surgut State University Journal. 2024;12(4):128‒135. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-4-11
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь в 2022 г. в Конституцию внесены изменения и дополнения, принятые на республиканском референдуме [1], которые предусмотрели, в том числе, установление баланса интересов личности, общества и государства исходя из необходимости повышения социальной ответственности как важного фактора формирования гражданского общества [2, с. 17]. При этом сохраняется примат прав и свобод человека и гражданина в контексте конституционной легализации Всебелорусского народного собрания, усиления социальной направленности функционирования белорусского государства. Указанное, наряду с другими конституционными новеллами, обусловило изменения и в конституционно-правовом статусе общественных формирований, включая их обязанности.
Обязанности вместе с правами определяют базовые правовые условия реализации общественными формированиями, выступающими в качестве структурно-функциональной основы гражданского общества, своего целевого назначения. Исходя из этого, рассмотрение конституционно-правовых аспектов определения таких обязанностей, их дифференциация на основе изучения трансформации белорусского конституционного законодательства, с учетом обновления системы конституционных принципов, будет способствовать определению направлений его совершенствования в указанной сфере. Также необходимо отметить, что полученные научные результаты в данном случае могут представлять интерес и с точки зрения изучения опыта развития соответствующего национального конституционного законодательства в условиях развития интеграционных процессов между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
Проблематика рассмотрения обязанностей общественных формирований как субъектов гражданского общества в рамках конституционного реформирования в Республике Беларусь ранее непосредственно не выступала в качестве предмета исследования в публикациях других авторов. В работах А. С. Бакун, В. Н. Бибило, Г. А. Василевича, Д. М. Демичева, В. Н. Кивеля, Т. М. Киселевой, Т. С. Масловской, И. И. Пляхимовича, Е. В. Семашки, А. Г. Тиковенко, М. Ф. Чудакова, А. В. Шавцовой, Е. В. Янковской и ряда других исследователей изучались вопросы, связанные с развитием конституционно-правового регулирования функционирования отдельных видов общественных формирований применительно к Республике Беларусь, в том числе в контексте становления институтов гражданского общества [2–4].
В Российской Федерации, учитывая терминологические отличия в конституционном законодательстве в сравнении с Республикой Беларусь, которые заслуживают отдельного рассмотрения, конституционалисты основное внимание уделяют различным аспектам конституционно-правового статуса общественных объединений, в том числе в контексте институтов гражданского общества и общественного контроля. Среди таких ученых С. А. Авакян, И. В. Аленькин [5], А. И. Андриенко [6], Е. В. Бердникова [7], М. В. Баглай, Н. А. Богданова, Г. А. Гаджиев, С. В. Калашников, О. А. Кожевников, В. В. Лысенко, А. В. Маркитантов, Е. Е. Никитина, Ж. И. Овсепян, О. Г. Румянцева, И. А. Старостина, А. А. Троицкая, А. С. Туманова, Д. Г. Шустров, В. Е. Чиркин и многие другие исследователи.
Основной целью данного исследования является рассмотрение конституционно-правового регулирования определения обязанностей общественных формирований как субъектов гражданского общества в условиях конституционного реформирования в Республике Беларусь и на этой основе внесение предложений по совершенствованию соответствующего законодательства.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые принципами и нормами конституционного права Республики Беларусь, в которых участвуют общественные формирования в качестве субъектов гражданского общества, наделенных, наряду с правами, обязанностями. Предметной областью исследования выступают конституционно-правовые принципы и нормы, определяющие обязанности общественных формирований в рамках конституционно-правовых отношений, а также доктринальные подходы, касающиеся тех или иных аспектов рассматриваемой темы, применительно к Республике Беларусь.
При проведении исследования автором использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы исследовательской деятельности. К общенаучным методам, в первую очередь, можно отнести анализ, синтез, индукцию, дедукцию и ряд других. Среди частнонаучных методов в данном случае отметим формально-юридический и метод правового моделирования.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Конституционно-правовое регулирование обязанностей общественных формирований в качестве субъектов гражданского общества основывается на соответствующей легальной объективации, на выделении необходимого субъектного состава их носителей. Обязанности общественных формирований как субъектов гражданского общества, закрепленные в национальном законодательстве, при своей реализации в конституционно-правовых отношениях приобретают субъективный характер. Они соотносятся с конкретным субъектом, входящим в объем понятийного ряда категории общественного формирования. При этом обязанности общественных формирований не могут быть определены в своем настоящем легальном объеме без представления о содержании категории общественного формирования, ее понятийного ряда, отдельных смежных понятий, используемых в конституционном законодательстве и позволяющих определять соответствующих субъектов в качестве участников тех или иных конституционно-правовых отношений.
Понятие общественного формирования следует рассматривать в качестве предельной категории в рамках родовидовой модели общественных форм реализации конституционного права на свободу объединений в Республике Беларусь, которая включает широкий круг коллективных субъектов с образованием юридического лица в виде некоммерческой организации или без такого образования с незакрытым перечнем, обособляемых от государственных органов, коммерческих и иных некоммерческих организаций по наличию общественного участия и целевому назначению [8, с. 10]. В качестве отдельных видов общественных формирований выступают общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации, их союзы (ассоциации), республиканские государственно-общественные объединения, органы территориального общественного самоуправления, иные общественные формирования, порядок создания и деятельность которых устанавливается соответствующими законодательными актами, что вытекает из содержания ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» от 04.10.1994 [9].
На конституционном уровне категория общественного формирования присутствует имманентно, посредством понятий, которые входят в ее понятийный ряд, определяя тем самым носителей соответствующих обязанностей. Это понятия политической партии (ст. 4, 5, 36, 69, 70, 86), общественного объединения (ст. 4, 5, 36, 125), религиозной организации (объединения) (ст. 4, 16), профессионального союза (ст. 14, 41), объединения нанимателей (ст. 14), органа территориального общественного самоуправления (ст. 117). В ряде случаев субъектно соответствующие общественные формирования включаются и в объем понятия организации (напр.: ч. 3 ст. 7; ч. 3 ст. 33; ч. 1 ст. 62) [10].
В отношении понятия общественного объединения в Республике Беларусь в конституционном законодательстве и доктрине присутствует узкое и широкое понимание [11]. В узком смысле под общественным объединением в настоящее время в законодательстве понимается добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся для совместного осуществления и удовлетворения социальных, экономических, культурных и иных интересов и достижения уставных целей [9]. В широком смысле объем понятия общественного объединения имеет контекстный и неустойчивый характер.
Обязанности общественных формирований, как и их права, исходя из субъекта их реализации являются коллективными, и соответственно диалектическая связь, характерная для коллективных и индивидуальных прав при наличии отличий между ними по целям, задачам и способам реализации [12], необходимым образом присутствует и в отношении коллективных и индивидуальных обязанностей. Коллективные обязанности не имеют естественного характера, и соответственно они подобно коллективным правам формулируются и кристаллизуются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива [13, с. 141], в том числе исходя из единства и корреляции обязанностей с правами [14, с. 11–12].
В качестве приемлемых оснований для рассмотрения обязанностей общественных формирований в данном случае может выступать их дифференциация по субъектам исходя из объема данной категории, а также по источникам конституционно-правовой легализации. По первому основанию обязанности общественных формирований могут подразделяться на общие, которые принадлежат общественным формированиям в целом (как непосредственно, так и опосредованно), и специальные, относящиеся к отдельным видам общественных формирований. По источникам конституционно-правовой легализации обязанности общественных формирований могут подразделяться на те, которые закреплены (непосредственно вытекают из ее положений) в Конституции Республики Беларусь, а также те, которые установлены в других законодательных актах на основе конституционных принципов и норм с учетом их детализации в иных нормативных правовых актов.
На конституционном уровне присутствуют наиболее значимые общие и специальные обязанности общественных формирований. Среди общих можно выделить такие обязанности, как обязанность осуществлять свою деятельность в рамках идеологии белорусского государства (ч. 1 ст. 4), обязанность соблюдать при своем создании и деятельности Конституцию и законы Республики Беларусь (ч. 1 ст. 5, ч. 3 ст. 36), обязанность содействовать реализации и защите прав, свобод и интересов человека и гражданина, которая одновременно выступает и в качестве права (ч. 1 ст. 5), обязанность не осуществлять деятельность, целью которой является насильственное изменение конституционного строя либо пропаганда войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (ч. 3 ст. 5). В качестве общих также могут выступать и некоторые другие обязанности, которые принадлежат в целом организациям или подразумевают возможность исполнения обязанности определенным коллективом, например обязанность исполнять судебные постановления (ч. 2 ст. 115) [10].
В качестве примеров специальных конституционных обязанностей общественных формирований могут выступить обязанность профессиональных союзов и объединений нанимателей осуществлять отношения в социально-трудовой сфере с органами государственного управления на основе принципов социального партнерства и взаимодействия сторон (ч. 2 ст. 14), обязанность профессиональных союзов осуществлять защиту экономических и социальных интересов граждан, которая корреспондирует с соответствующим конституционным правом граждан (ч. 3 ст. 1), обязанность религиозных организаций не осуществлять деятельность, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия, либо в том случае, когда она сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности (ч. 3 ст. 16) [10].
Свое развитие специальные обязанности получают и в иных законодательных актах, в частности в специальных законах, которые регулируют создание и деятельность отдельных видов общественных формирований с учетом их внутренней дифференциации и многообразия сфер, в которых они осуществляют свою деятельность. Это законы Республики Беларусь «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О профессиональных союзах», «О свободе совести и религиозных организациях», «Об объединениях нанимателей», «О местном управлении и самоуправлении» и ряд других [9, 15–19]. При этом как сами юридические конструкции их легального закрепления, так и объем закрепляемых обязанностей в указанных законах могут существенно отличаться.
Например, такие обязанности в отношении общественных объединений и политических партий, которые предоставляются со дня их государственной регистрации, закреплены в ст. 20 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» [9], ст. 21 Закона Республики Беларусь «О политических партиях» [15]. Они предусматривают не только установление непосредственно специальных обязанностей, которые в данном случае имеют во многом идентичный характер и связаны с взаимодействием с регистрирующим органом, но и указание на обязанности общего характера, которые имеют первичное закрепление на конституционном уровне.
С другой стороны, например, в законах Республики Беларусь «О профессиональных союзах» [16], «О свободе совести и религиозных организациях» [17], которые регламентируют создание и деятельность профессиональных союзов и религиозных организаций, непосредственно обязанности соответствующих общественных формирований не выделяются. Отдельные из них закрепляются в соответствующем специальном законе в опосредованной форме посредством установления определенных запретов. Так, в ч. 2 ст. 5 закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» устанавливается обязанность профессионального союза не причинять вред государственным или общественным интересам посредством закрепления данного положения (наличие вреда государственным или общественным интересам) в качестве основания для инициирования приостановления (на срок до шести месяцев) или прекращения деятельности профессионального союза.
В 2022 г. в Конституции Республики Беларусь легализуется понятие гражданского общества (ст. 89) [10], определение которого, а также производного от него понятия субъекта гражданского общества закреплены в ст. 1 закона Республики Беларусь «Об основах гражданского общества» [20]. К гражданскому обществу законодателем отнесены белорусские и иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь и выражающие свою гражданскую позицию посредством участия в общественных отношениях и институтах, не запрещенных законодательством. Субъектами гражданского общества выступают объединения граждан или юридических лиц на основании членства независимо от количественного, территориального или иного ценза, уставная деятельность которых направлена на решение основных задач взаимодействия государственных органов (организаций) и гражданского общества.
Предусматривается, что указанное взаимодействие может осуществляться в общих и особых формах (ст. 6, 7) [20]. К общим формам, в рамках которых общественные формирования, соответствующие признакам субъекта гражданского общества, приобретают не только необходимые права, но и обязанности, в частности, отнесено участие в работе коллегиальных образований государственных органов, общественно-консультативных советов, заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов по их приглашению, оказание государственными органами (организациями) содействия в осуществлении деятельности субъектов гражданского общества, участие в формировании и реализации государственной политики, внесение нормотворческим органам предложений о совершенствовании актов законодательства, участие в подготовке и публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов, осуществление общественного контроля; формирование и реализация государственного социального заказа. Соответственно в данном случае можно вести речь о законодательной регламентации как прав, так и обязанностей общественных формирований, имеющих по своей природе общий характер по отношению к их субъектному составу.
Особые формы взаимодействия предусматривают избрание делегатов Всебелорусского народного собрания, проведение встреч с населением, трудовыми коллективами, прямых телефонных линий, диалоговых площадок, общественных приемных, выездных приемов граждан в целях сбора и выработки предложений для вынесения на обсуждение Всебелорусского народного собрания, участие в реализации решений Всебелорусского народного собрания. В качестве субъектов такого взаимодействия в данном случае выступают общественные объединения и объединения профессиональных союзов, соответствующие установленным критериям. Тем самым на основе конституционных принципов и норм устанавливаются правовые формы, в рамках которых реализуются как права, так и обязанности особого характера в рамках соответствующих видов общественных формирований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, конституционные обязанности общественных формирований, выступая в качестве элемента их конституционно-правового статуса в условиях конституционного реформирования в Республике Беларусь, дифференцируются на основе субъектного состава и источников конституционно-правовой регламентации в рамках объема указанной категории с учетом конституционно-правовой легализации понятия субъекта гражданского общества. Указанное обуславливает развитие законодательного регулирования применительно к обязанностям общественных формирований в контексте развития белорусской модели народовластия, обладающей высокой степенью конституционной идентичности. Требуется проведение систематизации законодательства в рассматриваемой сфере в целях реализации конституционных новелл как в отношении используемых категорий и понятий, их дефиниций, так и применительно к закреплению обязанностей общественных формирований в рамках обеспечения эффективного функционирования общих и особых форм взаимодействия с государственными органами (организациями). Это потребует разработки концептуально нового интегративного подхода, предусматривающего не обособление законодательства о гражданском обществе, а его рассмотрение в соотношении с конституционно-правовым регулированием создания и деятельности общественных формирований как субъектов гражданского общества, носителей, наряду с правами, соответствующих обязанностей.
Список литературы
1. Решение республиканского референдума 27.02.2022 : решение республиканского референдума от 04.03.2022. URL: https://etalonline.by/document/?regnum=p02200001&q_id (дата обращения: 05.06.2024).
2. Василевич Г. А. Социальная ответственность каждого и надлежащее исполнение обязанностей – важные условия успешного развития страны // Право.by. 2023. № 4. С. 12–17.
3. Бакун А. С. Конституционно-правовое регулирование обеспечения реализации свободы вероисповедания религиозными организациями в Республике Беларусь : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Минск, 2017. 26 с.
4. Янковская Е. В. Конституционно-правовой статус общественных объединений в Республике Беларусь : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Минск, 2011. 24 с.
5. Аленькин И. В. Общественные объединения в системе конституционно-правовых отношений : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2019. 30 с.
6. Андриенко А. И. Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций как конституционное правомерное поведение // Вестник Сургутского государственного университета. 2022. № 1. С. 51–59. https://doi.org/10.34822/2312-3419-2022-1-51-59.
7. Бердникова Е. В. Общественный контроль в конституционно-правовом взаимодействии публичной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2022. 53 с.
8. Дашкевіч А. Л. Выкарыстанне паняцця грамадскага фарміравання ў канстытуцыйна-прававым рэгуляванні ў Рэспубліцы Беларусь // Сацыяльна-эканамічныя і прававыя даследаванні. 2021. № 2. С. 4–12.
9. Об общественных объединениях : закон Республики Беларусь от 04.10.1994 № 3254-XII. URL: https://etalonline.by/document/?regnum=v19403254&ysclid=m2u0j0a3aq725189031 (дата обращения: 05.06.2024).
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004 и 27.02.2022). URL: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/(дата обращения: 05.06.2024).
11. Дашкевіч А. Л. Грамадскія аб’яднанні як суб’екты канстытуцыйна-прававых адносін у Рэспубліцы Беларусь // Право и демократия : сб. науч. тр. Минск, 2010. Вып. 21. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/15249/1/3_%d0%b4%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d1%87.pdf (дата обращения: 05.06.2024).
12. Шавцова А. В. Коллективные права и свободы человека // Белорусская юридическая энциклопедия. Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. Т. 2. С. 49–50.
13. Права человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. М. : Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999. 573 с.
14. Климова А. С. Гармонизация прав и обязанностей юридическими субъектами как закономерность развития правовой системы общества : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2021. 29 с.
15. О политических партиях : закон Республики Беларусь от 05.10.1994 № 3266-XII. URL: https:// etalonline.by/document/?regnum=v19403266&ysclid=m2u13zlhk7411078908 (дата обращения: 05.06.2024).
16. О профессиональных союзах : закон Республики Беларусь от 22.04.1992 № 1605-XII. URL: https:// etalonline.by/document/?regnum=V19201605&ysclid=m2u1bkzzf5326443132 (дата обращения: 05.06.2024).
17. О свободе совести и религиозных организациях : закон Республики Беларусь от 17.12.1992 № 2054-XII. URL: https://etalonline.by/document/?regnum=v19202054&ysclid=m2u0xr2aaz727653482 (дата обращения: 05.06.2024).
18. Об объединениях нанимателей : закон Республики Беларусь от 12.12.2022 № 225-З. URL: https://etalonline.by/document/?regnum=h12200225&ysclid=m2u0wbwazl215106660 (дата обращения: 05.06.2024).
19. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь : закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З. URL: https://etalonline.by/document/?regnum=H11000108&ysclid=m2u0uowica839560798 (дата обращения: 05.06.2024).
20. Об основах гражданского общества : закон Республики Беларусь от 14.02.2023 № 250-З. URL: https://etalonline.by/document/?regnum=h12300250&ysclid=m2u0t5dwe8734172082 (дата обращения: 05.06.2024).
Об авторе
А. Л. ДашкевичБеларусь
кандидат исторических наук, доцент, докторант
Рецензия
Для цитирования:
Дашкевич А.Л. Конституционно-правовое регулирование обязанностей общественных формирований в условиях конституционного реформирования в Республике Беларусь. Вестник Сургутского государственного университета. 2024;12(4):128‒135. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-4-11
For citation:
Dashkevich A.L. Constitutional and legal regulation of public formations duties in constitutional reform in the Republic of Belarus. Surgut State University Journal. 2024;12(4):128‒135. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-4-11