Preview

Вестник Сургутского государственного университета

Расширенный поиск

Государственная и общественная безопасность как стратегические национальные приоритеты: современное состояние

https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-4-13

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Анализ отечественного законодательства в области обеспечения государственной и общественной безопасности дает возможность не только увидеть существующие недостатки, но и найти тенденции основных направлений его развития. Россия на сегодня является одним из важнейших игроков на международной арене. В связи с этим существование проблем в области социально-экономического развития, миграционных процессов, терроризма, экологии, высокой конкуренции на международном рынке, развития военно-промышленного комплекса приграничных стран носит перманентный характер. Следовательно, российское законодательство в области обеспечения государственной и общественной безопасности должно отвечать современным труднопреодолимым вызовам и вырабатывать пути решения существующих проблем. Соответственно в качестве цели исследовательской работы обозначена характеристика институтов государственной и общественной безопасности на современном этапе развития Российского государства. Постановка указанной цели предопределила решение следующих исследовательских задач: определить место государственной и общественной безопасности в настоящее время; рассмотреть основные элементы, на которых базируются данные виды безопасности; определить современные угрозы государственной и общественной безопасности. В исследовании активно использовались общенаучные (анализ, синтез) и частнонаучные (формально-логический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический) методы, что нашло отражение в полученных результатах. Автором сформулированы выводы, акцентирующие внимание на том, что управление в сфере обеспечения безопасности, как государственной, так и общественной, – это сложный процесс, в котором задействованы практически все структуры и институты государства. В сфере управления государственной и общественной безопасностью органы власти всех уровней должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с институтами гражданского общества. В этом процессе будет в максимальной степени проявляться взаимное обеспечение социальной безопасности граждан и общества в целом. Только при учете всех указанных потребностей общества само государство будет развиваться в сторону стабильности, финансового благополучия и социального согласия.

Для цитирования:


Тихалева Е.Ю. Государственная и общественная безопасность как стратегические национальные приоритеты: современное состояние. Вестник Сургутского государственного университета. 2024;12(4):143‒154. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-4-13

For citation:


Tikhaleva E.Yu. State and public security as strategic national priorities: Current state. Surgut State University Journal. 2024;12(4):143‒154. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-4-13

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования связана с тем фактом, что для любого государства «безопасность» является основополагающим понятием, на котором базируется само существование государства. Ведь государственное и общественное развитие возможно только в том случае, когда системы государства и общества находятся в безопасности.

Безопасность – понятие, известное на протяжении многих веков. Самые первые государственные образования уже придавали большое значение методам и средствам, которые способствовали бы стабильности системы правления, охране границ, финансовому процветанию, борьбе с неповиновением и другим подобным явлениям.

По сравнению с событиями многовековой давности современный мир меняется и развивается с высокой скоростью. И этот процесс создает огромное количество факторов, которые могут негативно воздействовать на безопасность государства и общества. Поэтому современные стратегии безопасности, которые есть почти у каждого государства, должны уделять внимание различным сферам жизнедеятельности, которые могут оказаться под угрозой.

Развитие российского общества после распада СССР шло по западному образцу, и, как следствие, сегодня мы имеем практически те же проблемы, что и западное общество, стоящее на грани крупнейшего кризиса за последнее время. Большинство реформ, направленных на развитие демократии в российском обществе, привело к тому, что наши противники на международной арене активно используют огромное количество источников социальных конфликтов для дестабилизации политической и экономической ситуации в нашей стране. Среди таких источников в первую очередь выделяют: продолжающееся снижение уровня и качества жизни; рост безработицы; разрушение интеллектуального потенциала; новую волну эмиграции русскоязычного населения; отчуждение власти от народа; высокую степень криминализации общественных отношений; повышение удельного веса девиантного поведения [1, с. 147].

Современные угрозы как государственной, так и общественной безопасности способны не только разрушить хрупкий социальный мир, который огромными жертвами и усилиями был установлен в Российской Федерации после распада СССР, но и могут привести к практически полному уничтожению нашего государства в том виде, в котором оно существует сегодня.

Кроме того, актуальность проблематики, связанной с современным обеспечением государственной и общественной безопасности, как представляется, состоит в постоянной динамичной трансформации этих институтов. Такая специфика составных элементов национальной безопасности обусловлена, во-первых, постоянным видоизменением, появлением с течением времени новых угроз, причиняющих вред личности, обществу и государству. Во-вторых, в зависимости от условий и фактических угроз граждане меняют представление о количестве ограничений, которые они готовы терпеть для обеспечения безопасности. В-третьих, трансформация института национальной безопасности в целом и его видов в частности неразрывно связана с характеристиками общественного устройства и политического режима. Так, для демократических политических режимов присуще понимание национальной безопасности как системы ограничительных мер, осуществляемых государством при наличии серьезных угроз безопасности граждан; в то же время государствам с антидемократическими политическими режимами характерно понимание национальной безопасности как элемента контроля личности государством [2, с. 17].

Проведение исследований в области функционирования системы национальной безопасности имеет комплексный характер и осуществлялось многими отечественными авторами. В современных исследованиях проблематики безопасности государства и общества можно отметить работы Д. А. Афиногенова, P. C. Мулукаева, И. В. Радикова, А. Н. Фролова, Т. Я. Хабриевой, а также многих других специалистов.

Так, А. Я. Неверов полагает, что нельзя отождествлять понятия «государственная безопасность» и «национальная безопасность» в связи с тем, что первая является частью системы второй [3, с. 71]. Многие отечественные теоретики рассматривают сегодня и религиозный аспект, способствующий нарушению состояния как государственной, так и общественной безопасности [4, с. 6].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В качестве объекта исследования в работе рассматривались общественные отношения, характеризующие современное развитие категорий «государственная безопасность» и «общественная безопасность» в Российской Федерации.

Современные государства самостоятельно выбирают модель национальной безопасности, механизм ее обеспечения. При определении данного механизма учитывается вся совокупность системообразующих факторов: социально-экономических, общественно-политических, духовно-нравственных и т. д.

Можно отметить следующую тенденцию: чем больше территория, чем больше уровень ее развития, соответственно там существует бóльшая потребность в более широком или комплексом подходе в противостоянии возможным и имеющимся угрозам.

Таким образом, определение и формирование эффективной системы национальной безопасности и составляющих ее элементов возможно только при комплексном подходе к данной задаче. Комплексность состоит в том, что механизм обеспечения национальной безопасности включает несколько подсистем: правовую (система нормативных правовых актов, которые так или иначе регламентируют сферу национальной безопасности), субъектную (включает субъектов, обладающих соответствующими государственными полномочиями в указанной сфере), инструментальную (использует те методы и средства, которые необходимы для обеспечения национальной безопасности) и технологическую (образует направления деятельности, реализовываемой для обеспечения национальной безопасности), на основании которых происходит выстраивание государственной, общественной и иных видов безопасности.

Существует множество примеров, когда термином «национальная безопасность» фактически подменялась карательная, репрессивная политика государства. При этом применение ограничительных мер в таких ситуациях декларируется как борьба с какой-либо внешне- или внутриполитической угрозой целостности государства, безопасности человека. Однако фактической целью в таких случаях является ограничение прав и свобод граждан, удержание власти. Такая подмена понятий заставляет тщательно относиться к определению и содержанию понятий «национальная безопасность», «государственная безопасность», «общественная безопасность», их структуре и механизму. В связи с этим большое значение в исследовании имело применение таких методов, как анализ, синтез, формально-логический метод.

Кроме того, анализ существующих угроз государственной и общественной безопасности происходил с использованием сравнительно-правового и конкретно-социологического методов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Безопасность – достаточно простое, но вместе с тем весьма емкое понятие, включающее в себя множество сфер жизнедеятельности государства и общества. Поэтому большинство людей регулярно используют это слово в повседневной жизни.

Ретроспектива и генезис развития общественных отношений в рамках исследованной тематики говорят о том, что человеку, гражданину и гражданскому обществу всегда было свойственно объединение с целью противостояния различным угрозам и, как следствие, организации собственной защищенности. В последующем, с развитием научной мысли, выделяется понятие «безопасность». Однако понятие «общенациональная безопасность» стало широко использоваться в нашей стране лишь в конце XIX столетия.

В период тоталитарной государственности – Союза Советских Социалистических Республик – термин «национальная безопасность» фактически был сформулирован как «государственная безопасность» [5, с. 26].

В современном мире безопасность любого государства характеризуется определенными показателями политической стабильности, всестороннего развития, уровня жизни населения. К этим показателем можно отнести такие факторы, как:

– поддержание общественных отношений, декларированных основным законом страны;

– территориальную целостность, суверенитет, определенность и нерушимость границ;

– укрепление и поддержание сильной государственной власти;

– экономический рост;

– уровень законности и правового порядка в государстве.

На основе анализа указанных показателей можно вывести своего рода интегральную величину, определяющую безопасность страны в целом в сравнении с другими государствами. Национальная безопасность – приоритетный элемент деятельности любого государства мира. Не является исключением и Россия. Основным нормативным актом в данной сфере является Стратегия национальной безопасности [6].

Государственная и общественная безопасность являются самостоятельными сферами государственного управления, регулирование в которых осуществляют органы государственной власти специальной компетенции: ФСБ России, ФСО России, СВР России, ГУСП России, МВД России, МЧС России, Росгвардия.

Довольно часто понятия «государственная безопасность» и «национальная безопасность» используются в качестве синонимов. Они действительно близки по смыслу и значению, однако государственная безопасность означает в первую очередь защиту именно государственных структур и институтов, т. е. управляющих элементов государственного механизма, в то время как объект национальной безопасности более широк (включает в себя все существующие виды безопасности).

Общественная безопасность – еще один глобальный элемент национальной безопасности. Это понятие представляется несколько более сложным и комплексным, чем государственная безопасность, так как само общество является более сложной системой по сравнению с механизмом государственного управления. Общественная безопасность в общем плане означает такое состояние общества, которое гарантировало бы устойчивое функционирование и прогресс в развитии во всех сферах его общественной жизнедеятельности, а также противостояние внутренним и внешним факторам, разрушительным для общества.

Опасность для общества представляют деструктивные действия различного характера, предотвращать которые и должно государство. Можно согласиться с позицией С. М. Микаилова о том, что угрозами общественной безопасности являются не только противоправные посягательства, но и угрозы природного, техногенного и другого характера, не связанные напрямую с правовой системой государства [7, с. 69]. Ведь государственное управление должно охватывать абсолютно все сферы общественной жизнедеятельности.

В структуре системы общественной безопасности можно, в свою очередь, выделить несколько составных элементов, ключевым образом влияющих на поведение общества и взаимоотношения с государством:

  1. Идеология. Идеологические течения всегда объединяют общество. Однако Конституция Российской Федерации в ст. 131 признает право каждого гражданина на идеологическое многообразие, а это значит, что никакая идеология не может и не должна устанавливаться властями или проповедоваться общественными организациями в качестве государственной или обязательной.
  2. Система законодательства выступает правовой основой общественной безопасности, гарантируя защиту не только от противоправных действий внутри общества, но и от властного произвола. Правовые гарантии – один из самых положительно влияющих на отношение к власти аспектов. Каждый человек, чувствуя себя юридически защищенным, и сам вносит вклад в систему общественной безопасности.
  3. Слаженная работа системы государственных органов, которая обеспечивает общественную безопасность при помощи удовлетворения запросов и потребностей общества. Частью повседневной деятельности органов власти является работа с обращениями (жалобами, предложениями, вопросами) населения. Недооценка обратной связи государственными структурами, в свою очередь, повышает уровень правового нигилизма и нарушает государственно-общественные связи.
  4. Активность населения в вопросах противостояния возникающим перед обществом вызовам, угрозам и опасностям – один из ключевых компонентов общественной безопасности. Политика государства в этом компоненте должна заключаться в стимулировании активности населения по превращению его в организм, обладающий определенными способами самозащиты от негативного влияния. Это особенно важно в условиях, когда государственная и общественная стабильность подвергаются мощному воздействию извне. Подобное мы можем видеть прямо сейчас на примере тотальной русофобии во многих государствах и соответствующей антироссийской политики, проводимой этими государствами.
  5. Соответствие принципов функционирования общества и используемых средств и методов обеспечения общественной безопасности принципам современной демократии. При работе с населением самой «выигрышной» становится стратегия, учитывающая те конституционные принципы, которые декларируются национальным законодательством, международным правом, а также правовыми обычаями и традициями, принятыми в государстве и обществе.

Национальные интересы России зафиксированы в правовых нормах Стратегии национальной безопасности, где они рассредоточены по различным направлениям деятельности государства. Национальные интересы являются объективно значимыми потребностями каждой отдельной личности, общества и государства, которые нуждаются в защите и устойчивом развитии. Большое значение в понимании национальных интересов имеют национальные приоритеты. Этот термин означает непреходящие интересы России и ценности национального менталитета, которые требуют сохранения, воссоздания и формирования во всех сферах жизни общества. Прежде всего под этим понимаются факторы, играющие важную роль в нормализации условий текущего существования общества, а также укрепляющие геополитическое и экономическое положение страны, помогающие достичь социальной гармонии [8, с. 38].

Стратегические национальные приоритеты России охватывают все основные направления деятельности страны, а государственная и общественная безопасность закреплены в важнейшем стратегическом документе государства как один из таких приоритетов. Причем, по мнению некоторых правоведов, государственная и общественная безопасность являются стратегическим национальным приоритетом «номер один» [9]. При этом очевидно, что все указанные приоритеты сами по себе являются факторами влияния на уровень государственной и общественной безопасности и могут быть выделены в составе этих понятий.

Являясь стратегическим национальным приоритетом, государственная и общественная безопасность предполагают, прежде всего, охрану таких объектов, как личность, ее права и свободы, жизненно важные интересы, материальные и духовные ценности, общественная стабильность [10, с. 9].

Стратегия национальной безопасности определяет перечень угроз, борьба с которыми является стратегическим приоритетом в силу их чрезвычайно высокого негативного воздействия на государственную и общественную безопасность.

Одним из основных направлений обеспечения безопасности государства и общества является предотвращение непосредственного воздействия на граждан и государство правонарушителей и преступников. Государственная политика противодействия преступности предполагает объединение усилий государства и общества для борьбы с преступными действиями. Политика противодействия преступности должна стать, ни много ни мало, государственной идеологией, обязательной в процессе деятельности всех органов государственной власти. Воплощаясь в нормативных правовых документах и политических программах, на практике она переходит в охрану общественных отношений и посягательств со стороны преступного мира [11, с. 41].

Преступная угроза государственной и общественной безопасности в современной России действительно очень велика. Однако в последние годы отмечается положительная динамика.

В 2023 г. преобладала тенденция прошлых лет к снижению количества зарегистрированных преступлений. По сравнению с 2022 г. их стало меньше на 1 % (1 974,2 тыс. против 1 966,8 тыс.), в 2021 г. на 1,9 % меньше, чем в 2020 г. (2 004,4 тыс.). Хотя ранее, вплоть по 2020 г. включительно, происходил неуклонный рост преступлений: в среднем прибавление происходило на 1 % в год [12].

Следует заметить, что преступления все чаще совершаются с использованием ИТ в цифровом пространстве. Так, количество похищенных средств с электронных счетов граждан стремительно растет из года в год.

По-прежнему сохраняется и повышенная угроза террористических актов. Несмотря на то что ситуация в стране кардинально улучшилась по сравнению с 1990–2000 гг., когда терроризм являлся основной угрозой государственной и общественной безопасности, спецслужбы продолжают регулярно пресекать его попытки по всей России. К сожалению, не всегда это удается в полном объеме. Так, в 2024 г. террористический акт имел место в «Крокус Сити Холле» (г. Москва) и унес жизни более ста человек.

Как и в случае с мошенническими действиями, «на помощь» террористам приходят цифровые технологии. Вербовка боевиков через интернет, создание и координирование террористических групп с помощью социальных сетей – все это стало совершенно привычными вещами для современного терроризма.

Соответственно, система противодействия преступности как стратегическая цель обеспечения государственной и общественной безопасности должна в полной мере учитывать особенности современного информационного общества и совершаемых преступлений.

Тесно связана с политикой противодействия преступности коррупционная угроза. Недаром Стратегия национальной безопасности относит коррупцию к числу основных угроз государственной и общественной безопасности, а борьба с ней является стратегическим национальным приоритетом. Так, в 2023 г. за преступления коррупционной направленности вынесено 22 014 обвинительных приговоров, что на 7,3 % больше, чем в 2022 г. [13].

Огромную опасность для государственной и общественной безопасности представляет сегодня наркотизация страны. Масштабы этой проблемы традиционно не подлежат громкой огласке, однако реальная ситуация выглядит угрожающей.

До распада СССР проблема наркопреступности не стояла перед государством так остро. Так, в 1990 г. в РСФСР уровень потребления наркотических веществ составлял 40 человек на 100 тыс. населения. Однако к 2000 г. этот показатель вырос примерно в 5 раз, а число потребителей превысило 3 млн человек. При этом количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, за то же десятилетие выросло более чем в 15 раз [14, с. 164].

Сегодня наркомания ежегодно уносит жизни десятков тысяч людей в России, что является катастрофическим показателем. Кроме того, количество преступлений, совершенных под влиянием наркотиков, несмотря на определенную динамику снижения в последние годы, по-прежнему велико. В частности, согласно официальной статистике за 2023 г. было зарегистрировано 190 988 тыс. наркопреступлений, что превысило показатели 2022 г. на 7,5 % [15].

Доходы от торговли наркотиками позволяют поддерживать и другой криминальный бизнес, поэтому наркоторговля тесно связана с организованной транснациональной преступностью.

Серьезную угрозу безопасности государства, общества и личности может представлять миграция. На примере ряда европейских стран (как правило, самых развитых) мы можем видеть, к каким последствиям ведет отсутствие контроля в миграционной сфере. «Встреча с раскрытыми объятиями» всех приезжих привела, по сути, к национальной катастрофе. Практически в самом центре многих европейских мегаполисов созданы целые районы, куда не могут заходить граждане этих стран и даже полицейские. Кроме того, имели место случаи безнаказанного совершения противоправных действий в отношении местного населения, подвергавшегося гонениям и угрозам со стороны таких «гостей» [16, с. 13].

Незаконная миграция – реальная и очень серьезная угроза государственной и общественной безопасности, а противодействие ей является одним из приоритетных направлений государственной миграционной политики. Так, число осужденных за организацию незаконной миграции, в том числе легализацию нелегальных мигрантов по поддельным документам, в 2023 г. выросло в России на 27 % и приблизилось к 1 тыс. человек [17].

Незаконная миграция способствует росту преступности, усугубляет межнациональную рознь, ведет к расширению теневого рынка труда и криминализации экономики. Прямо пропорционально незаконной миграции повышаются уровни террористической угрозы, создания преступных группировок, коррупции [18, с. 116].

Государственная и общественная безопасность могут находиться под угрозой и в результате экстремистских действий. Так, еще в период 1990–2000 гг. на территории России в результате правового бессилия и анархии возникли многочисленные националистические, сепаратистские и другие подобные группировки, проповедующие разжигание межнациональной розни и конфликтных ситуаций. В настоящее время в связи с проведением специальной военной операции растет число вербовщиков, заинтересованных в организации или проведении экстремистских действий в отношении Российского государства и его граждан. Так, Следственный комитет Российской Федерации направил в суд 430 уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности в 2023 г. Этот показатель вырос на 62 % в сравнении с данными за 2022 г. [12].

Также необходимо остановиться на угрозах природного и техногенного характера. Еще 15–20 лет назад риск возникновения происшествий подобного характера был чрезвычайно высок. Причиной этому был катастрофически высокий уровень износа промышленных объектов и установок, авиационного и морского парка судов, энергетического оборудования, гидроузлов и других защитных сооружений, магистральных трубопроводов. В условиях постсоветского развала отраслей народного хозяйства, транспорта, охраны природы, неизменно возникали чрезвычайные ситуации, ведущие к гибели десятков и сотен людей. Достаточно вспомнить крушение теплохода «Булгария», аварию на Саяно-Шушенской ГЭС, взрыв на шахте «Распадская». Всех этих и других подобных катастроф можно было избежать в случае заблаговременного анализа рисков и принятия своевременных необходимых решений.

Сегодня подобные происшествия происходят значительно реже, что может говорить о повышении уровня безопасности в данной сфере. Однако полностью побороть проблему не удалось. Об этом говорят, например, следующие известные ситуации: катастрофа на ТЭЦ в Норильске, когда из-за халатного отношения руководства и контрольных органов, а также износа оборудования произошла крупномасштабная экологическая катастрофа (2020 г.); авария на ТЭЦ в Туве, когда из-за взрыва на Шагонарской ТЭЦ в Улуг-Хемском районе города Шагонар пострадало 23 человека вследствие сильного износа оборудования (2024 г.). И таких примеров насчитывается достаточно много. Следствием данных трагедий становится ухудшение качества жизни и угроза здоровью людей, причем не только в данный момент, но и в отдаленной перспективе. Это означает, что такие происшествия являются прямой угрозой государственной и общественной безопасности.

Рассмотренные нами угрозы не являются единственными. Современное общество и происходящие в мире процессы делают спектр угрожающих факторов настолько широким и многогранным, что его полное изучение выходит далеко за рамки нашего исследования. Однако очевидна необходимость пристального внимания к проблеме охраны и защиты безопасности государственного механизма и общественных процессов. Для выполнения этой задачи требуется эффективно действующая система органов власти и соответствующая нормативно-правовая база.

Цели и задачи, стоящие перед системой органов обеспечения государственной и общественной безопасности, могут корректироваться исходя из складывающихся условий внешней и внутренней политики, а также в связи с проявлением новых угроз государственной и общественной безопасности [19, с. 19]. Все это требует своевременного обновления правовой базы.

Основу законодательного обеспечения системы национальной безопасности России составляет учредительный документ – Конституция Российской Федерации, которая ставит во главу триаду понятий – личность, общество и государство в сфере обеспечения национальной безопасности. В соответствии с данным нормативно-правовым актом государственная безопасность являются основой конституционного строя России, здесь также определены нормы, направленные на отдельные виды обеспечения безопасности.

Нормативная база, регулирующая вопросы обеспечения государственной и общественной безопасности, представлена широким спектром нормативных правовых актов различной юридической силы, но чаще всего подзаконного характера, включающих в наименования термины «основы», «концепция» или «стратегия» по соответствующим направлениям (пограничная, миграционная, антинаркотическая политика и т. п.). При этом все они образуют единую, согласованную систему, направленную на повышение эффективности государственного управления в рассматриваемой области.

В структуре единой системы обеспечения национальной безопасности функционируют подсистемы обеспечения конкретных видов безопасности. Например, в рамках подсистемы обеспечения государственной безопасности функционируют режимы контртеррористической операции; режим государственной границы; режим защиты сведений, составляющих государственную тайну, и т. д. Каждый из этих режимов имеет особый набор основных и приданных сил, его обеспечивающих, а также средств и инструментов, используемых ими.

Необходимо подчеркнуть, что предупреждение и оперативное реагирование на угрозы государственной и общественной безопасности осуществляется не только посредством реализации функций Президента Российской Федерации, органов государственной власти и местного самоуправления, но и важной остается роль заинтересованных граждан в поддержании стабильности суверенитета Российской Федерации.

Одним из элементов системы обеспечения национальной безопасности выступает безопасность личности, которая, являясь одной из основ общественной безопасности, в настоящее время не имеет достаточной правовой регламентации. Безопасность личности определяется как комплексная совокупность различных норм, деятельность институтов гражданского общества, способствующих реализации важнейших потребностей личности при осуществлении контрольно-надзорных функций со стороны государства. Безопасность личности обеспечивается не только силами и свойствами самой личности, но и в первую очередь государством и обществом в рамках всего спектра имеющихся возможностей в пределах действующего нормативно-правового поля.

В связи с этим считаем целесообразным проработать вопрос о систематизации существующего законодательства, регламентирующего правовой статус личности, и дополнить его правовыми нормами, реализующими механизм защиты прав и свобод личности, в том числе от новых видов угроз в информационной сфере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, государственная безопасность подразумевает защиту государственных институтов власти и самих основ государственного строя. В то же время общественная безопасность делает акцент на проблемы как отдельной личности, так и общественной жизни в целом.

Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом Российской Федерации, определяет перечень национальных приоритетов, работа над которыми, – ключевая задача государственной власти. Государственная и общественная безопасность занимают высокое место в этом списке как важнейшие направления совместной деятельности государства и общества.

Система обеспечения государственной и общественной безопасности должна опираться на составные элементы, ключевым образом влияющие на поведение различных общественных структур и их взаимодействие с государством.

К таким элементам мы предлагаем отнести:

– идеологию, которая должна объединять общество и государство;

– систему законодательства, закрепляющую эффективные правовые механизмы обеспечения государственной и общественной безопасности, а также защиту общественных институтов от произвола властей;

– систему государственных органов, обеспечивающих государственную и общественную безопасность и работающих как слаженный организм, предоставляя при этом обратную связь с общественными институтами и отдельными личностями;

– активную гражданскую позицию представителей самого общества в вопросах идентификации и противодействия угрозам государственной и общественной безопасности.

Обеспечение государственной и общественной безопасности зависит от эффективности противодействия угрозам различного характера: военным, экономическим, информационным и иным.

В перечне основных угроз особняком стоит борьба с преступностью как с явлением, несущим прямую угрозу жизни и здоровью граждан, а также государственным и общественным институтам. Также можно выделить такие угрозы, как коррупция, наркотизация страны, террористическая деятельность, проявления экстремизма.

Кроме того, при имеющейся широкой проблематике в области процесса оптимизации сферы государственной и общественной безопасности мы твердо убеждены, что должен иметь место комплексный подход, что позволит:

– различать полномочия и функциональные обязанности субъектов обеспечения государственной и общественной безопасности;

– предупреждать правовые коллизии;

– обеспечить эффективный анализ существующих угроз и осуществлять меры по их предупреждению.

Однако динамика развития общественных отношений, их постоянное усложнение диктуют требование к постоянному развитию правовых институтов. Система обеспечения национальной безопасности, ее составных элементов не является исключением, на сегодня необходимо определить основные сферы, подсистемы и нормативные правовые акты, нуждающиеся в преобразовании.

Для обеспечения выполнения этих целей представляется необходимой реализация следующего комплекса мер.

  1. Важным является определение принципов формирования нормативных правовых актов системы обеспечения государственной и общественной безопасности. Должны быть закреплены уровни нормативного регулирования всех вопросов, входящих в сферы государственной и общественной безопасности. Это позволит фактически устранить риски появления правовых пробелов в данной сфере, создать стройную систему соподчиненных федеральных, региональных и муниципальных правовых актов. Также следует обеспечить учет местной и региональной специфики, однако избежать «перегибов на местах».
  2. Правовой мониторинг необходимо сделать одним из основных механизмов для определения проблематики в сфере государственной и общественной безопасности. Это позволит более быстро получать понимание по вопросам эффективности или неэффективности тех или иных нормативных правовых актов и субъектов, задействованных в обеспечении конкретных видов безопасности.
  3. Системность обеспечения государственной и общественной безопасности возможно поддержать как правовыми (федеральные законы, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты), так и неправовыми методами (осуществление мероприятий организационного характера: разработка прогнозов, методических рекомендаций, изучение и распространение положительного опыта).

Соответственно данные меры в первую очередь должны быть направлены на повышение эффективности механизма обеспечения государственной и общественной безопасности при максимально возможном соблюдении баланса интересов личности, общества и государства.

Таким образом, подчеркивая актуальность данной тематики, отметим, что в современной России существует множество различных проблем в области обеспечения и функционирования государственной и общественной безопасности, но также имеется положительный, эффективный опыт по преодолению существующих трудностей.

Тем не менее на сегодня российское общество при существующем уровне терроризма, коррупции, преступности, в том числе с использованием информационных технологий, нуждается в максимальной защите и предупреждении возможных угроз.

Очевидно, что принятие спорных решений органами государственной власти и местного самоуправления, падение доходов населения, трудности с трудоустройством, демографические проблемы, незаконная миграция, служат факторами социальной напряженности населения.

Максимальное сосредоточение на социальном благополучии граждан, поддержка их социально ориентированных идей, предупреждение девиантных очагов позволят не только стабилизировать системы государственной и общественной безопасности Российской Федерации, но и с каждым днем, при участии всех субъектов указанной деятельности, укреплять, развивать общественные отношения и поддерживать их должный уровень с учетом имеющихся национальных интересов Российской Федерации.

Список литературы

1. Матаева Ф. Х., Ялмаев Р. А. Проблема определения категории « общественная безопасность» // Известия Чеченского государственного университета. 2019. № 3. С. 144–148.

2. Кикоть-Глуходедова Т. В. Теоретические проблемы обеспечения национальной безопасности современного демократического государства : моногр. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2017. 143 с.

3. Неверов А. Я. Конституционно-правовые аспекты обеспечения безопасности государственной власти. Курган : Курганский гос. ун-т, 2017. 112 с.

4. Семенцов В. А. Правовые основы обеспечения национальной безопасности Северо-Кавказского региона Российской Федерации : моногр. М. : Юрлитинформ, 2016. 147 с.

5. Бобровникова О. В. Категории « государственная безопасность» и « национальная безопасность»: теоретико-правовой анализ // Вестник экономической безопасности. 2022. № 2. С. 25–29.

6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 СЗ РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351. Доступ из СПС «Гарант».

7. Микаилов С. М., Богомолов А. Н. Общественная безопасность как понятие и как стратегический национальный приоритет в сфере обеспечения национальной безопасности // Молодой ученый. 2017. № 39. С. 68–71.

8. Филатова И. В. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации как приоритетное направление развития национальной экономики // Миграционное право. 2016. № 3. С. 37–39.

9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации : в 4 т. М. : Юрайт, 2023. Т. 1. Доступ из СПС «Гарант».

10. Колоткина О. А. Приоритеты обеспечения национальной безопасности в контексте интересов личности: конституционно-правовой анализ // Российская юстиция. 2018. № 8. С. 8–10.

11. Кашепов В. П., Голованова Н. А., Гравина А. А. и др. Криминализация и декриминализация как формы преобразования уголовного законодательства : моногр. М. : Юридическая фирма Контракт : ИЗиСП, 2018. 278 с.

12. Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/ ( дата обращения: 11.07.2024).

13. Уголовное судопроизводство. Общие показатели по категориям дел. URL: https://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/11/s/1 (дата обращения: 24.10.2024).

14. Михайлов Б. П., Хазов Е. Н. Наркоситуация в России как одна из угроз национальной безопасности // Вестник экономической безопасности. 2016. № 2. С. 162–167.

15. Показатели преступности в России // Портал правовой статистики : офиц. сайт. URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения: 11.07.2024).

16. Шумилов М. М., Шмидт О. И. Миграционный кризис как нарастающая угроза европейской безопасности (2015–2023) // Управленческое консультирование. 2023. № 8. С. 9–23.

17. Число осужденных за легализацию мигрантов в РФ в 2023 году выросло на 27% // ТАСС : офиц. сайт. URL: https://tass.ru/obschestvo/20611511/ (дата обращения: 11.07.2024).

18. Андриченко Л. В., Плюгина И. В. Миграционное законодательство Российской Федерации: тенденции развития и практика применения : моногр. М. : ИЗиСП : Норма : ИНФРА-М, 2022. 392 с.

19. Мельникова А. С. Анализ правового регулирования национальной безопасности и жизнедеятельности в условиях пандемии // Научный электронный журнал Меридиан. 2021. № 3. С. 18–20.


Об авторе

Е. Ю. Тихалева
Среднерусский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Орел
Россия

кандидат юридических наук, доцент



Рецензия

Для цитирования:


Тихалева Е.Ю. Государственная и общественная безопасность как стратегические национальные приоритеты: современное состояние. Вестник Сургутского государственного университета. 2024;12(4):143‒154. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-4-13

For citation:


Tikhaleva E.Yu. State and public security as strategic national priorities: Current state. Surgut State University Journal. 2024;12(4):143‒154. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-4-13

Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3455 (Online)