Перейти к:
Сохранение российских духовно-нравственных ценностей как условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
https://doi.org/10.35266/2949-3455-2025-2-11
Аннотация
В условиях усиления информационной войны, направленной на коллективное сознание российских граждан посредством навязывания российскому обществу «западных» ценностей, переписывания многовековой российской истории, манипулирования фактами и совершения пропагандистских диверсий, важнейшей задачей государства становится защита фундаментальных традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа. Автор продолжает исследовать вопросы правовой регламентации формирования и укрепления социокультурной идентичности российского общества в публично-правовой и частноправовой сферах с целью устойчивого и динамичного развития страны в условиях современных вызовов. Предметом настоящего исследования является контент-анализ стратегических концептуальных документов долгосрочного планирования, принятых в целях согласованности действий органов государственной власти по противодействию социокультурным угрозам в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Настоящее изыскание осуществляется в рамках научно-исследовательской работы: «Правовые инструменты укрепления социокультурной идентичности российского общества как основы устойчивого и динамичного развития страны и регионов в условиях современных вызовов», выполняемой кафедрой «Частное и публичное право» Института экономики и права Курганского государственного университета.
Ключевые слова
Для цитирования:
Неверов А.Я. Сохранение российских духовно-нравственных ценностей как условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. . 2025;13(2):117-125. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2025-2-11
For citation:
Neverov A.Ya. Preservation of Russian spiritual and moral values as condition for ensuring national security of Russian Federation. . 2025;13(2):117-125. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2025-2-11
ВВЕДЕНИЕ
Укрепление сплоченности российского общества является одной из основных целей государственной национальной политики Российской Федерации.
В условиях растущих угроз суверенитету и целостности страны социокультурная идентичность общества становится ключевым фактором для обеспечения национальной безопасности и стабильного, динамичного развития как всей страны, так и ее регионов.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (далее по тексту – Стратегия НБ), анализируя положение России в современном мире, фиксирует, что ряд западных государств предпринимают попытки целенаправленного размывания традиционных ценностей и искажения мировой истории [1].
Определяя национальные интересы и стратегические приоритеты нашего государства, особое внимание разработчики анализируемого документа стратегического планирования, коим является настоящая Стратегия, акцентируют на том, что укрепление суверенитета и защита традиционных духовно-нравственных основ приобретают сегодня непреходяще важное значение.
Таким образом, констатируем, что национальная безопасность включает в себя не только защиту от внешних угроз, но и создание прочной внутренней основы, способствующей консолидации общества вокруг общих целей и ценностей, а также обеспечение гармоничного развития всех его членов. Следовательно, политика государства, ориентированная на культурные, образовательные и социальные аспекты, может и должна стать ключевым фактором в формировании будущего России как сильного, независимого и сплоченного государства.
В дополнение к необходимости развивать и совершенствовать военные аспекты защиты и безопасности России, Стратегия в качестве стратегического приоритета выделяет: «…укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России» [1].
Еще одной из узловых задач, стоящих сегодня перед российским обществом, является необходимость формирования прочной государственной идентичности, которая бы интегрировала различные этнические, культурные и исторические аспекты. Это включает в себя не только сохранение и популяризацию русского языка и литературы, но также уважение и поддержку культурного многообразия, существующего среди многочисленных народов России. Эффективная государственная политика в этой области поможет укрепить национальную сплоченность и развить чувство гражданской ответственности среди различных слоев населения.
Принятый и реализуемый в дополнение к Стратегии НБ комплекс документов долгосрочного стратегического планирования в области национальной безопасности позволяет утверждать о значимости данной планомерной и долгосрочной работы, обусловленной жизненными интересами Российской Федерации как суверенного государства, обладающего собственной гражданской и духовной идентичностью, определяющего культурно-историческое наследие как особо значимую ценность.
Важнейшее значение вопрос сбережения российских культурно-исторических ценностей приобретает в условиях объявления 2025 г. Годом защитника Отечества и празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Совершенствование законодательства, направленного на поддержку и защиту духовных ценностей и правдивого изложения истории, должно стать неотъемлемой частью всей государственной стратегии, соединяющей интересы безопасности и развития страны в глобализированном мире.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Рассматривая Стратегию НБ, в пределах применения метода качественного контент-анализа отметим, что она является только одним из множества элементов комплексного стратегического планирования, осуществляемой в сфере государственной политики по сохранению духовно-нравственных начал российского социума.
Еще в 2012 г. Указом Президента РФ была утверждена «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее – Стратегия ГНП) [2]. В рамках ее реализации Правительством РФ были разработаны и приняты Государственная программа РФ «Реализация государственной национальной политики», а также Планы мероприятий по реализации Стратегии на конкретные временные периоды [3–5].
Отдельно необходимо отметить, что в 2020 г. Конституция РФ пополнилась рядом норм, закрепляющих «историческую преемственность в развитии Российского государства, государственное единство российского народа, необходимость защиты исторической правды… [6], что, в свою очередь, потребовало внести существенные коррективы в деятельность по осуществлению планов в реализации государственной национальной политики.
Как следствие, следуя новым положениям Конституции РФ, Президентом России утверждаются «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (далее – Основы) [7].
Комплексный правовой анализ рассматриваемой проблемы позволяет выделить основные направления, реализуемые государством по сохранению исторической памяти российского народа и его духовной идентичности.
Использование аксиологического подхода к исследованию дает возможность изучить обозначенные проблемы с точки зрения признания духовных и культурно-исторических начал российского социума высшей ценностью, наравне в общепринятыми, такие как жизнь, свобода, справедливость, духовность.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Аксиомой, не нуждающейся в доказывании, является тот факт, что духовные и нравственные начала являются основой существования современного общества и государства.
По справедливому определению К. Г. Байдикова, «Самобытность и величие любого общества и государства… обусловлено прежде всего той устоявшейся и культивирующейся корневой системой ценностей и ценностных установок, которые вырабатывались десятилетиями…» [8, с. 2].
На протяжении всей российской истории мы видим, что чем реальнее угроза для российской государственности, тем ярче и полнее проявляется духовная составляющая жизни нашего общества. Все героическое прошлое нашей страны готово подтвердить данный постулат. От народного ополчения в период Великой смуты и противостояния наполеоновскому сражению до Великого подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны и сегодняшних событий по освобождению Новороссии, именно народ проявлял себя как носитель духовного суверенитета. Именно духовного, который лежит в основе государственного.
По мнению автора, «…для государственной власти, ее полноценности, исторические, социально-культурные, национальные традиции имеют особое значение. …Если власть опирается на традиции, то они делают ее более прочной и стабильной» [9, с. 55].
Сегодня, в условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию, необъявленной гибридной войны против нашего народа, как никогда на повестку дня выносится вопрос сохранения духовных ценностей, гражданской идентичности, российского народного и государственного суверенитета.
Стратегия НБ, обозначая угрозы национальной безопасности Российской Федерации, констатирует: «Традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности подвергаются активным нападкам со стороны США и их союзников, что усиливает угрозу утраты Российской Федерацией своего культурного суверенитета…» [1].
Исходя из того что под «комплексным понятием «традиционные духовно-нравственные ценности» разработчики Стратегии понимают такие важнейшие элементы, как «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гуманизм, милосердие, справедливость, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [1], делаем недвусмысленный вывод о реальной опасности существования самой российской государственности.
В данной связи одной из ключевых задач, стоящих сегодня перед российским обществом, является необходимость формирования прочной государственной идентичности, которая бы интегрировала различные этнические, культурные и исторические аспекты. Это включает в себя не только сохранение и популяризацию русского языка и литературы, но также уважение и поддержку культурного многообразия, существующего среди многочисленных народов России. Эффективная государственная политика в этой области позволит укрепить национальную сплоченность и развить чувство гражданской ответственности среди различных слоев населения.
Стратегия НБ не только выявляет угрозы, стоящие перед российским обществом, но и определяет задачи по их преодолению [1].
Решение указанных задач требует достаточно серьезных усилий не только со стороны органов государственной власти и общественных институтов, но и со стороны самого социума, от каждого его члена.
Важным аспектом в контексте реализации данной стратегической политики является и активное развитие образования, особенно в области патриотического воспитания, формирование у молодежи чувства гордости за отечественную историю, культуру, научные и спортивные достижения соотечественников.
Отметим, что вопросы поиска российской самобытности всегда были в поле зрения российских ученых. Еще в 1830 г. С. С. Уваров попытался обозначить российскую идентичность, определяя ее как совокупность трех знаковых элементов: «православие, самодержавие, народность» [10].
В современных условиях данная проблема приобретает особую значимость. Так, например, профессор Д. М. Володихин констатирует: «…внутри любой цивилизации существует невидимое внематериальное ядро, которое для удобства можно назвать сверхценностью. Это набор ключевых истин, которых придерживается социум» [11, с. 7].
Президент Российской Федерации В. В. Путин в послании парламентариям еще в 2012 г., рассуждая о духовности, применил термин, который стал практически нарицательным: «…Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» [12].
Обратившись к энциклопедическим источникам, понимаем, о каких важнейших проблемах рассуждал глава российского государства: «Духовные скрепы – это сверхценности, константные (неизменные и неизменяемые) начала, скрепляющие социальный механизм и служащие национальной самоидентификации» [13].
Обобщая вышеприведенные суждения, нетрудно сделать вывод, что во всех случаях речь идет об основах гражданской идентичности как специфического феномена, характеризующего народ. При этом можно и нужно утверждать, что многонациональный российский народ представляет из себя специфическое образование, выходящее за рамки привычного этноса.
В данной связи вряд ли это будет простым совпадением, но уже через несколько дней после своего обращения к парламентариям, в котором В. В. Путин указал на недостаток духовных скреп в российском обществе, глава государства вновь обращается к этой теме, утвердив «Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [2].
Указанный стратегический документ закрепляет: «Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим звеном которого исторически являлся русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов…» [2].
В рамках реализации анализируемого документа, с учетом меняющейся реальности, Президентом России неоднократно вносились дополнения в данную Стратегию. Так, например, в январе 2024 г. Президент закрепляет обязанность Правительства Российской Федерации по представлению ежегодного доклада о реализации Стратегии не только Президенту РФ, но и палатам Федерального Собрания [14].
В данной связи отметим, что парламентарии также не оставляют без внимания вопросы сохранения национальной идентичности. Выступая на пленарном заседании XIII Рождественских парламентских встреч, председатель Государственной Думы В. В. Володин отметил важность сохранения традиционных ценностей и исторической памяти [15].
В целях детализации деятельности органов государственной и муниципальной власти в обозначенной сфере Президентом Российской Федерации утверждаются уже упомянутые выше «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (далее – Основы) [7], которые конкретизирует положения в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Анализируя сложившуюся ситуацию, разработчики Основ отмечают: «Идеологическое и психологическое воздействие ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей… отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству…» [7].
Главной особенностью Основ является тот факт, что среди первоочередных задач по обеспечению национальной безопасности России они указывают на необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
В данной связи отметим, что, к сожалению, текущее законодательство до настоящего времени не дает четкого определения таким понятиям, как «историческое наследие» и «историческая память», а существующие нормативные правовые акты в данной сфере фокусируется исключительно на дефиниции «объекты культурного наследия» [16, с. 118].
При этом современные реалии подтверждают, что нематериальные ценности, так же как и историко-материальные культурные ценности, играют важнейшую роль в формировании национальной идентичности, поддержании и упрочении связи поколений, создания духовной и социокультурной основы для стабильного развития обществ.
Правовая наука регулярно обращается к вопросу о необходимости нормативного закрепления процесса формирования исторической памяти. Данной проблеме посвящены исследования Т. П. Емельяновой, Д. М. Сергачева, И. А. Игина [17–19] и ряда других. При этом особенно важно, что данную проблему поднимают как юристы, так и социологи, и психологи, и философы. Это объясняется тем, что в настоящее время, с учетом сложившейся геополитической ситуации и понимания, что историко-культурное наследие является непроходящей ценностью и подлежит правовой защите, данный вопрос выходит на первый план.
Немаловажен и тот факт, что принятию Основ предшествовали внесенные в Основной Закон нашей страны в 2020 г. принципиальные, конкретные изменения.
Конституция России дополнилась статьей 67.1, которая закрепляет: «2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство. 3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается» [6].
Статья 69 Конституции РФ получила новые части: «2. Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия. 3. Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности» [6]. Следовательно, термин «идентичность» получил конституционно-правовое закрепление.
Заметим, что необходимость данного нормативного закрепления за несколько лет до принятия указанных поправок отмечал Председатель Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькин: «…конституционная идентичность выкристаллизовывается каждым государством из своего уникального индивидуального опыта. Она не может быть “придумана” … Ее можно открыть, и лучшим средством для этого является конституционная юстиция» [20].
Российские исследователи, отмечая значимость появления новых конституционных положений, подтверждают, что они «направлены на укрепление культурной самобытности российского народа» [21, с. 24]. Справедливо и заключение М. Г. Лукьяновой, отмечающей, что «Изменения, внесенные в Конституцию Российской Федерации, стали образцом закрепления в Основном Законе духовно-нравственного наследия нашего народа… усилилась и продолжилась связь поколений как носителей духовно-нравственных ценностей, продолжателей дела развития нашей страны» [22, с. 298].
К сожалению, исследования в области безопасности показывают, что российское общество еще не в полной мере готово адекватно реагировать на современные угрозы и вызовы, тем более проявляющиеся в такой «изощренной мере», как создание «исторических мифов и фантазий», направленных на искусственное формирование исторической памяти [23, с. 137].
На сегодняшний день, с учетом закрепления в Конституции Российской Федерации требования по защите «исторической правды» и культурного наследия, на фоне все усиливающихся попыток Запада по «переписыванию» российской истории и совершенствования способов и методов ведения информационной войны, вопрос о совершенствовании законодательства в данной сфере выходит на первый план.
Таким образом видим, что речь идет уже не столько о сбережении памяти о героическом прошлом нашей Родины, сколько о сохранении российской идентичности и, как следствие, самой российской государственности. Требование Конституции России о необходимости исторической памяти и культурного наследия становится для нашей страны жизненно необходимым.
Важным аспектом в контексте стратегической политики следует отметить значимость взаимодействия государства с неправительственными организациями и инициативными группами, работающими в области культуры и национально-патриотического воспитания. Такое сотрудничество должно привести к более глубокому пониманию гражданами своей роли в построении справедливого и устойчивого общества, а также к созданию условий для открытого диалога о традициях и ценностях, формирующих российское общество.
Кроме того, целесообразно учитывать необходимость поддержки инициатив, направленных на укрепление социального единства, развитие гражданской активности и благополучия населения. Формирование активной гражданской позиции среди молодежи, а также привлечение ее к различным проектам и акциям, имеет огромное значение для развития ощущения общности и принадлежности к одному народу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершение анализа концептуальных стратегий, касающихся защиты традиционных и культурно-исторических ценностей, стоит отметить, что разработка единого комплекса взаимодополняющих стратегических документов, которые определяют ключевые направления деятельности всех уровней власти, в сочетании с новыми положениями Конституции России, свидетельствует о системной и целенаправленной работе по укреплению национальной безопасности страны.
Следуя утверждению, что «Конституция является основой для действующего законодательства, определяет его суть, а текущее законодательство, в свою очередь, развивает и дополняет конституционные положения» [24, с. 172], а также принимая во внимание необходимость противостояния нынешним угрозам, перед российскими законодателями стоит чрезвычайно актуальная задача по реализации целей, указанных в стратегических документах. В настоящее время особенно важна целенаправленная работа по улучшению законодательства с целью обеспечения информационной, идеологической и психологической безопасности граждан России, а также принятие правовых мер для защиты духовных ценностей общества и обеспечения достоверного изложения российской истории. Эти инициативы не только укрепят безопасность и защитят от внешних угроз, но и создадут условия для экономического роста.
Важно отметить, что создание правовой базы, направленной на защиту информационной и идеологической безопасности, требует комплексного подхода. Это включает не только пересмотр существующих законов, но и разработку новых норм, учитывающих современные вызовы и угрозы. Речь должна идти о контроле над распространением негативной информации в медиа и интернете, упорядочении работы образовательных учреждений в сфере патриотического воспитания, а также мерах по защите от дезинформации и пропаганды, угрожающих общественному согласию и стабильности российского общества.
Законодательные инициативы должны сосредоточиться на формировании правовых механизмов поддержки культурных и духовных проектов, которые отражают богатое историческое наследие России. Это может включать в себя финансирование программ по сохранению культурного достояния, поддержку отечественного кинематографа, литературы и искусства, а также активное распространение информации о российских традициях как внутри страны, так и за ее пределами.
Список литературы
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 02.06.2021 № 400 // СЗ РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351. Доступ из СПС «Гарант».
2. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 // СЗ РФ. 2012. № 52. Ст. 7477. Доступ из СПС «Гарант».
3. Об утверждении; государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» : постановление Правительства РФ от 29.12.2016 № 1532 // СЗ РФ. 2017. № 2 (часть I). Ст. 361. Доступ из СПС «Гарант».
4. Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2019-2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 28.12.2018 № 2985-р. Доступ из СПС «Гарант».
5. Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2022-2025 гг. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. : распоряжение Правительства РФ от 20.12.2021 № 3718-р. Доступ из СПС «Гарант».
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Рос. газ. 1993. № 237.
7. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809. Доступ из СПС «Гарант».
8. Байдиков К. Г. Духовный суверенитет современной России: состояние и приоритеты укрепления : автореф. дис. … канд. философ. наук. М., 2023. 20 с.
9. Неверов А. Я. Государственная власть и гражданское общество как объекты внешнего воздействия // Вестник Сургутского государственного университета. 2015. № 2. С. 52-57.
10. Уваров С. С. Государственные основы / сост., предисл. и коммент. В. Б. Трофимовой ; отв. ред. О. А. Платонов. М. : Институт русской цивилизации, 2014. 608 с.
11. Володихин Д. М., Алексеев С. В., Бенедиктов К. С. Традиция и русская цивилизация. М. : Астрель ; АСТ ; Транзиткнига, 2006. 282 с.
12. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36699 (дата обращения: 26.03.2025).
13. Духовные скрепы // Большая российская энциклопедия : офиц. сайт. URL: https://bigenc.ru/c/dukhovnye-skrepy-1eadfa (дата обращения: 26.03.2025).
14. О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и в Стратегию, утвержденную этим Указом : указ Президента РФ от 15.01.2024 № 36. Доступ из СПС «Гарант».
15. Володин назвал четыре фактора российской идентичности. URL: https://tass.ru/obschestvo/11400121 (дата обращения: 26.03.2025).
16. Неверов А. Я., Алексеев Е. О. К вопросу об актуальном законодательстве Российской Федерации в сфере сохранения культурного и исторического наследия // Материалы афанасьевских чтений. 2023. № 4. С. 118-121.
17. Емельянова Т. П. Коллективная память о советском прошлом: назад в СССР? // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 47. https://doi.org/10.54359/ps.v9i47.465.
18. Сергачев Д. М. Право и ценности в процессе формирования социально-исторической памяти // Юридическая наука и практика // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 2. С. 260-264. https://doi.org/10.24411/2078-5356-2019-10241.
19. Игин И. Патриотические скрепы России. URL: https://argumenti.ru/opinion/2025/02/937434 (дата обращения: 26.03.2025).
20. Зорькин В. Д. Конституционная идентичность России: доктрина и практика // Журнал конституционного правосудия. 2017. № 4. С. 1-12.
21. Виноградова Е. В., Раттур М. В. Общероссийская идентичность как конституционная ценность в конституционных поправках 2020 года // Право и государство: теория и практика. 2020. № 4. С. 22-24.
22. Лукьянова М. Г. Конституционно-правовые основы духовно-нравственного воспитания в России: история и современность // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. Т. 49, № 2. С. 290-299.
23. Неверов А. Я. Формирование исторической памяти как способ манипулирования общественным сознанием // Социум и власть. 2018. № 1. С. 134-139.
24. Авакьян С. А. Конституционное право России. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Норма : ИНФРА-М, 2014. 864 с.
Об авторе
А. Я. НеверовРоссия
кандидат юридических наук, доцент
Рецензия
Для цитирования:
Неверов А.Я. Сохранение российских духовно-нравственных ценностей как условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. . 2025;13(2):117-125. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2025-2-11
For citation:
Neverov A.Ya. Preservation of Russian spiritual and moral values as condition for ensuring national security of Russian Federation. . 2025;13(2):117-125. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2025-2-11