РОЛЬ ИНТЕНЦИОННОГО КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация
Одной из актуальных проблем высшего профессионального образования РФ является создание в вузе условий для развития физических качеств и повышения уровня физической подготовленности и здоровья будущего специалиста. Именно в вузе можно организованно управлять поведением, связанным с проявлением физической активности обучающихся. Однако приобщение студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями порождает внутреннее противоречие между намерением тренироваться - интенцией и реализацией этого намерения на практике - действием. В работе на основе результатов собственных исследований и литературных данных рассмотрены подходы, касающиеся преодоления этого затруднения.
Ключевые слова
Список литературы
1. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. М. : Теория и практика физ. культуры, 2000. 275 с.
2. Комков А. Г., Антипова Е. В. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема // Теория и практика физ. культуры. 2003. № 3. С. 5-8.
3. Логинов С. И. Физическая активность студентов на Севере и стадии изменения поведения, связанного с выполнением физических упражнений // Теория и практика физ. культуры. 2002. № 5. С. 39-43.
4. Логинов С. И. Физическая активность: методы оценки и коррекции. Сургут : Изд-во СурГУ, 2005. 342 с.
5. Реброва О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета программ Statistica. М. : МедиаСфера, 2006. 312 с.
6. Adams J., White M. Are activity promotion interventions based in the transtheoretical model effective? A clinical review // Br J Sports Med. 2003. V. 37. P. 106-114.
7. Caspersen C. J., Powell K. E., Christenson G. M. Physical activity, exercise, and physical fitness. Definitions and distinctions for health-related research // Public Health Reports. 1985. V. 3. P. 126-131.
8. Cross K. A., Torrisi S., Reynolds Losin E.A., Iacoboni. Controlling automatic imitative tendencies: interactions between mirror neuron and cognitive control systems // Neuroimage. 2013. V. 83. P. 493-504. doi: 10.1016/j.neuroimage.2013.06.060.
9. Hu F. B. et al. Physical activity and risk for cardiovascular events in diabetic women // Ann Intern Med. 2001. V. 134. № 2. P. 96-105.
10. Iacoboni M. Neural mechanisms of imitation // Curr Opin Neurobiol. 2005. V. 15. № 6. P. 632-637.
11. Iacoboni M., Woods R. P., Brass M., Bekkering H., Mazziotta J. C. et al. Cortical mechanisms of human imitation // Science. 1999. V. 286. P. 2526-2528.
12. Iacoboni M., Mazziotta J. C. Mirror neuron system: basic findings and clinical applications // Ann Neurol. 2007. V. 62. № 3. P. 213-218.
13. Iacoboni M., Molnar-Szakacs I., Gallese V. et al. Grasping the intentions of others with one's own mirror neuron system // PLoS Biol. 2005. V. 3. № 3: e79.
14. Lagra F. Obesity and colorectal cancer // Tech Coloproctol. 2004. V. 8. Suppl. 1. Р. 161-163.
15. Leech R. M., McNaughton S. A., Timperio A. The clustering of diet, physical activity and sedentary behavior in children and adolescents: a review review // Int J Behav Nutr Phys Act. 2014. V. 22. P. 11-14. doi: 10.1186/1479-5868-11-4.
16. Liira H., Engberg E., Leppävuori J. et.al. Exercise intervention and health checks for middle-aged men with elevated cardiovascular risk: a randomized controlled trial // Scand J Prim Health Care. 2014. V. 32. № 4. P. 156-162. doi: 10.3109/02813432.2014.984967.
17. Marcus B. H., King T. K., Clark M. M., Pinto B. M., Bock B. C. Theories and techniques for promoting physical activity behaviours // Sports Med. 1996. V. 22. № 5. P. 321-331.
18. Nadalin V., Bentvelsen K., Kreiger N. Reliability of self-reports: data from the Canadian Multi-Centre Osteoporosis Study (CaMos) // Chronic Dis Can. 2004. V. 25. № 2. P. 28-31.
19. Nishida Y., Suzuki H., Wang D. H., Kira S. J. Psychological determinants of physical activity in Japanese female employees // Occup Health. 2003. V. 45. № 1. P. 15-22.
20. Pinto B. M. et al. Maintenance of exercise after phase II cardiac rehabilitation: a random-ized controlled trial // Am J Prev Med. 2011. V. 41. № 3. P. 274-283. doi: 10.1016/j.amepre.2011.04.015.
21. Pope Z. C., Lewis B. A., Gao Z. Using the Transtheoretical Model to Examine the Effects of Exergaming on Physical Activity Among Children.// J Phys Act Health. 2014. V. 13. P. 134-142.
22. Prochaska J. O., DiClemente C. C. Stages and processes of self-change of smoking. To-ward an integrative model of change // J Cons Clin Psychol. 1983. V. 51. № 3. P. 390-395.
23. Rahmati N., Ghaffarpasand E., Gholami F. M., Jonaidi J. N. Nutrition and Physical Activity Educational Intervention on CHD Risk Factors: A Systematic Review Study // Arch Iran Med. 2015. V. 8. № 1. P. 51-57. doi: 0151801/AIM.0012.
24. Rosenkranz R. R., Lubans D. R., Peralta L. R., Bennie A., Sanders T., Lonsdale C. A cluster-randomized controlled trial of strategies to increase adolescents' physical activity and motivation during physical education lessons: the Motivating Active Learning in Physical Education (MALP) trial // BMC Public Health. 2012. Oct 1. № 12. P. 834. doi: 10.1186/1471-2458-12-834. PubMed PMID: 23025261; PubMed Central PMCID: PMC3524026.
25. Sallis J. F., Prochaska J. J., Tailor W. C. A review of correlates of physical activity of children and adolescents // Med Sci Sports Exerc. 2000. V. 32. P. 963-975.
26. Tamakoshi A. et al. Low intake of vegetables and fruits and risk of colorectal cancer: the Japan Collaborative Cohort Study // J Epidemiol. 2014. V. 24. № 5. P. 353-360.
27. Wallace L. S., Buckworth J. Application of the Transtheoretical Model to Exercise Behavior among Nontraditional College Students // Am J Health Educ. 2001. V. 32. № 1. P. 39-47.
28. Welk G. J. Physical activity assessments for health-related research. Human Kinetics Publishers, Inc., 2002. 270 p.
Рецензия
Для цитирования:
Логинов С.И. РОЛЬ ИНТЕНЦИОННОГО КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ. Вестник Сургутского государственного университета. 2017;(4 (18)):34-45.
For citation:
Loginov S.I. ROLE OF INTENTION IN MOTIVATION OF STUDENTSIN THE PROCESS OF INCLUSION IN PHYSICAL ACTIVITY BASED ON THE BEHAVIORAL THEORY. Surgut State University Journal. 2017;(4 (18)):34-45. (In Russ.)