СТРАТЕГИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОРПОРАЦИЙ
https://doi.org/10.34822/2312-3419-2021-1-65-75
Аннотация
В современной экономической литературе на теоретическом уровне рассматривается целый ряд стратегий развития предприятий. Однако стратегия внешнеэкономической деятельности как самостоятельная форма стратегий не рассматривается вообще либо ей не уделяется достаточного внимания. Цель исследования – идентификация стратегий внешнеэкономической деятельности российских предприятий нефтегазовой отрасли, таких как «Газпром», «Лукойл», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз», на основании их ежегодных отчетов и рейтингов российских аналитических агентств. Задачи исследования: разработка методики анализа результатов реализации стратегий внешнеэкономической деятельности, а также анализ результатов реализации стратегий внешнеэкономической деятельности указанных нефтегазовых корпораций. В итоге выявлены особенности стратегий внешнеэкономической деятельности предприятий нефтегазового сектора, показаны их траектории в системе координат «товарная позиция – страна».
Ключевые слова
Об авторах
Е. А. СтепановРоссия
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенного дела
E-mail: stepanovea@susu.ru
Д. А. Плетнѐв
Россия
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков
E-mail: pletnev@csu.ru
В. Д. Фам
Вьетнам
доктор наук, профессор, вице-президент,
директор
E-mail: ducphilosophy@yahoo.com
Список литературы
1. Степанов Е. А., Тран Т. Ф., Нгуен Ч. Т., Килина И. П., Николаева Е. В., Несытых К. Ю. Структурные особенности внешней торговли России и Вьетнама // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Экономические науки. 2020. № 11 (445). Вып. 71. С. 68–78.
2. Mintzberg G., Lampel J., Ahlstrand B. Strategy Safari: A Guided Tour Through The Wilds of Strategic Management. Free Press. A Division of Simon & Schulter, NY, 1998. 208 p.
3. Плетнѐв Д. А., Николаева Е. В., Козлова Е. В. Типология официальных стратегий крупных российских корпораций // Устойчивое развитие цифровой экономики и кластерных структур: теория и практика : моногр. СПб. : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. С. 300–321. DOI 10.18720/IEP/2020.8/12.
4. Гурков И. Б. Интегрированная метрика стратегического процесса – попытка теоретического синтеза и эмпирической апробации // Рос. журнал менеджмента. 2007. № 5 (2). С. 3–28.
5. Гурков И. Б. Стратегический процесс российских компаний // Экон. наука совр. России, 2009. № 2 (45). С. 76–91.
6. Andrews K. The Concept of Corporate Strategy. Irwin: Homewood, 1997. P. 30–42.
7. Simon H. A. Models of the Man. NewYork: JohnWiley, 1957. Р. 18–41.
8. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. М. : Дело, 2008. 567 с.
9. Клейнер Г. Б. Сущность и структура стратегии предприятия // Совр. конкуренция. 2008. № 6 (12). С. 114–130.
10. Плетнѐв Д. А., Фам В. Д., Наумова К. А. Траектории успеха российских быстрорастущих компаний в транспортной отрасли // Стратегическое планирование и развитие предприятий : сб. докл. участников секционных заседаний XXI Всерос. симпозиума. М. : ЦЭМИ РАН, 2020.С.132–134. DOI 10.34706/978-5-8211-0783-1-s1-37.
11. Наумова К. А. Быстрорастущие компании в промышленности как драйвер экономического роста России // Науч. тр. Вольного экон. общества России. 2020. Т. 224, № 4. С. 464–480.
12. Лугачева Л. И. Внешнеэкономические стратегии машиностроительных предприятий Новосибирской области // Вестн. НГУ. Сер. Социально-экономические науки. 2008. Т. 8, Вып. 1. С. 88–102.
13. Анисимов П. Международная стратегия развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий // Риск: ресурсы, информация, снабжения, конкуренция. 2014. № 3. С. 42–46.
14. Кондратенко Ю. Н. Пути развития внешнеэкономической деятельности машиностроительных предприятий // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 19. Вып. 21. С. 117–120.
15. Kholodova M., Kabanenko M., Orekhova L., Kolycheva Z. Prospects for Development of Russian Agricultural Industry in the Context of Export-Oriented Strategy Implementation in the Agro-Industrial Complex // XIII International Scientific and Practical Conference “State and Prospects for the Development of Agribusiness – INTERAGROMASH 2020”. 2020. 11 p.
16. Karipidis P., Chrysochou P., Karypidou I. The Importance of Relationship Characteristics in the Export Performance of Food Firms // British Food Journal. Vol. 122, № 4. Р. 1305–1320.
17. 200 крупнейших российских компаний-экспортеров по итогам 2018 года. 2018. URL: http://www.acex pert.ru/analytics/ratings/200-krupneyshih-rossiyskih-kompaniy-eksporterov-po.html (дата обращения: 10.01.2021).
18. Российский экспорт 200. Итоги 2016 года. 2016. URL: http://www.acexpert.ru/analytics/ratings/reiting- exporterov-rossii-2016.html (дата обращения: 11.01.2021).
19. 200 крупнейших экспортеров России по итогам 2014 года. URL: https://expert.ru/ratings/ekspor teryi/ (дата обращения: 12.01.2021).
20. Стратегия ПАО «Газпром». URL: https://www.gaz prom.ru/about/strategy/ (дата обращения: 13.01.2021).
21. Новая стратегия «Роснефть-2022». URL: https://www.rosneft.ru/docs/report/2017/ru/strategy.html/ (дата обращения: 14.01.2021).
22. О Компании «Лукойл». URL: https://lukoil.ru/ Company/BusinessOperation (дата обращения: 15.01.2021).
23. Деятельность ПАО «Сургутнефтегаз». URL: https://www.surgutneftegas.ru/activities/ (дата обращения: 16.01.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Степанов Е.А., Плетнѐв Д.А., Фам В.Д. СТРАТЕГИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОРПОРАЦИЙ. Вестник Сургутского государственного университета. 2021;(1 (31)):65-75. https://doi.org/10.34822/2312-3419-2021-1-65-75
For citation:
Stepanov E.A., Pletnev D.A., Pham V.D. STRATEGIES OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES IN RUSSIAN OIL AND GAS CORPORATIONS. Surgut State University Journal. 2021;(1 (31)):65-75. (In Russ.) https://doi.org/10.34822/2312-3419-2021-1-65-75