ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ
https://doi.org/10.34822/2312-3419-2021-2-51-57
Аннотация
Цель исследования заключалась в выявлении основных тенденций и особенностей развития рынка транспортных услуг и их доступности для населения Арктической зоны Российской Федерации. Автором были рассчитаны основные показатели, характеризующие уровень доступности услуг железнодорожного и автомобильного транспорта общего пользования в арктических регионах за период 2000–2019 гг.: коэффициенты интенсивности пространственных перемещений населения на общественном транспорте и уровень ориентации транспортной системы на удовлетворение потребностей населения. Определено, что за 20 лет транспортная подвижность населения арктических регионов неуклонно снижалась, а транспортная система переориентировалась на интересы предприятий, что может свидетельствовать не только о сокращении доступности услуг для жителей Российской Арктики, но и в целом о снижении степени комфортности проживания людей на данной территории.
Об авторе
Н. А. СероваРоссия
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
E-mail: nataleks13@yandex.ru
Список литературы
1. Deng T. Impacts of Transport Infrastructure on Productivity and Economic Growth: Recent Advances and Research Challenges // Transport Reviews. 2013. No. 33 (6). P. 686–699. DOI 10.1080/01441647.2013.851745.
2. Заостровских Е. А. Теоретические подходы к оценке влияния транспорта на экономический рост региона // Изв. Дальневосточ. федерал. ун-та. Экономика и управление. 2016. № 2 (78). С. 16–24. DOI 10.5281/zenodo.58320.
3. Andreasen M. H., Møller-Jensen L. Access to the City: Mobility Patterns, Transport and Accessibility in Peripheral Settlements of Dar es Salaam // Journal of Transport Geography. 2017. № 62. P. 20–29.DOI 10.1016/j.jtrangeo.2017.05.005.
4. Martinkus B., Lukaševičius K. Investment Environment of Lithuanian Resorts: Researching National and Local Factors in the Palanga Case // Transformations in Business and Economics. 2008. № 7 (2). P. 67–83.
5. Бардаль А. Б. Оценка доступности транспортных услуг для населения региона // Власть и управление на Востоке России. 2017. № 3 (80). С. 63–70.
6. Евсеева А. И. Эволюция концепции устойчивой мобильности // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 69. С. 463–481. DOI 10.24411/2070-1381-2018-00076.
7. Сагинова О. В. Международный опыт развития мобильности в мегаполисе // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. № 1. С. 70–81. DOI 10.24411/2071-6435-2019-00005.
8. Serova N. A., Serova V. A. Transport Infrastructure of the Russian Arctic: Specifics Features and Development Prospects // Studies on Russian Economic Development. 2021. No. 32 (2). P. 213–219.
9. Замятина Н. Ю., Пилясов А. Н. Новый подход к освоению северных и арктических территорий России: локальная транспортная система // Проблемы развития территории. 2018. № 4 (96). С. 26–41. DOI 10.15838/ptd.2018.4.96.2.
10. Тарасов П. И. Легкая железная дорога как основа развития транспортной инфраструктуры северных территорий России // Горная промышленность. 2020. № 5. С. 97–101. DOI 10.30686/1609-9192-2020-5-97-101.
11. Биев А. А. Региональные инвестиционные проекты в Арктической зоне России: формирование территориальной инфраструктуры // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2018. № 3 (59). С. 61–69. DOI 10.25702/ KSC.2220-802X.3.2018.59.61-69.
12. Зырянов А. И. Маргинальные территории // Географич. вестн. 2008. № 2. С. 9–20.
13. Серова Н. А., Серова В. А. Проблемы пассажирского городского транспорта и качество жизни // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2011. № 2 (28). С. 107–110.
14. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года // Министерство транспорта Российской Федерации. URL: https://mintrans.gov.ru/documents/3/1009 (дата обращения: 29.03.2021).
15. Мачерет Д. А. Свобода передвижения и особенности транспортных систем // Мир транспорта. 2019. № 17 (3). С. 40–54.
16. Регионы России. Социально-экономические показатели // Федеральная служба государственной статистики : сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/folde/210/document/13204 (дата обращения: 29.03.2021).
17. Овчарова Л. Н., Пишняк А. И. Уроки монетизации льгот // Мир России. Социология. Этнология. 2016. № 15 (3). С. 134–157.
18. Литвинов А. В., Донченко В. В. Взаимосвязь между уровнем автомобилизации населения и передвижений на легковых автомобилях в городах // International Journal of Advanced Studies. 2020. № 10 (3). С. 64–83. DOI 10.12731/2227-930X-2020-3-64-82.
19. Демишева Е. Назад в 2000-й: бензин по 7 рублей, строительство ТТК и массовые иномарки. URL: https://www.autonews.ru/news/5ed8d1099a794788ef629fbf (дата обращения: 07.03.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Серова Н.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ. Вестник Сургутского государственного университета. 2021;(2 (32)):51-57. https://doi.org/10.34822/2312-3419-2021-2-51-57
For citation:
Serova N.A. FEATURES OF DEVELOPMENT OF TRANSPORT SERVICE MARKET IN THE RUSSIAN ARCTIC. Surgut State University Journal. 2021;(2 (32)):51-57. (In Russ.) https://doi.org/10.34822/2312-3419-2021-2-51-57