Preview

Вестник Сургутского государственного университета

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ

https://doi.org/10.34822/2312-3419-2021-2-51-57

Аннотация

Цель исследования заключалась в выявлении основных тенденций и особенностей развития рынка транспортных услуг и их доступности для населения Арктической зоны Российской Федерации. Автором были рассчитаны основные показатели, характеризующие уровень доступности услуг железнодорожного и автомобильного транспорта общего пользования в арктических регионах за период 2000–2019 гг.: коэффициенты интенсивности пространственных перемещений населения на общественном транспорте и уровень ориентации транспортной системы на удовлетворение потребностей населения. Определено, что за 20 лет транспортная подвижность населения арктических регионов неуклонно снижалась, а транспортная система переориентировалась на интересы предприятий, что может свидетельствовать не только о сокращении доступности услуг для жителей Российской Арктики, но и в целом о снижении степени комфортности проживания людей на данной территории.

Об авторе

Н. А. Серова
Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина, Кольский научный центр Российской академии наук, Апатиты
Россия

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

E-mail: nataleks13@yandex.ru



Список литературы

1. Deng T. Impacts of Transport Infrastructure on Productivity and Economic Growth: Recent Advances and Research Challenges // Transport Reviews. 2013. No. 33 (6). P. 686–699. DOI 10.1080/01441647.2013.851745.

2. Заостровских Е. А. Теоретические подходы к оценке влияния транспорта на экономический рост региона // Изв. Дальневосточ. федерал. ун-та. Экономика и управление. 2016. № 2 (78). С. 16–24. DOI 10.5281/zenodo.58320.

3. Andreasen M. H., Møller-Jensen L. Access to the City: Mobility Patterns, Transport and Accessibility in Peripheral Settlements of Dar es Salaam // Journal of Transport Geography. 2017. № 62. P. 20–29.DOI 10.1016/j.jtrangeo.2017.05.005.

4. Martinkus B., Lukaševičius K. Investment Environment of Lithuanian Resorts: Researching National and Local Factors in the Palanga Case // Transformations in Business and Economics. 2008. № 7 (2). P. 67–83.

5. Бардаль А. Б. Оценка доступности транспортных услуг для населения региона // Власть и управление на Востоке России. 2017. № 3 (80). С. 63–70.

6. Евсеева А. И. Эволюция концепции устойчивой мобильности // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 69. С. 463–481. DOI 10.24411/2070-1381-2018-00076.

7. Сагинова О. В. Международный опыт развития мобильности в мегаполисе // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. № 1. С. 70–81. DOI 10.24411/2071-6435-2019-00005.

8. Serova N. A., Serova V. A. Transport Infrastructure of the Russian Arctic: Specifics Features and Development Prospects // Studies on Russian Economic Development. 2021. No. 32 (2). P. 213–219.

9. Замятина Н. Ю., Пилясов А. Н. Новый подход к освоению северных и арктических территорий России: локальная транспортная система // Проблемы развития территории. 2018. № 4 (96). С. 26–41. DOI 10.15838/ptd.2018.4.96.2.

10. Тарасов П. И. Легкая железная дорога как основа развития транспортной инфраструктуры северных территорий России // Горная промышленность. 2020. № 5. С. 97–101. DOI 10.30686/1609-9192-2020-5-97-101.

11. Биев А. А. Региональные инвестиционные проекты в Арктической зоне России: формирование территориальной инфраструктуры // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2018. № 3 (59). С. 61–69. DOI 10.25702/ KSC.2220-802X.3.2018.59.61-69.

12. Зырянов А. И. Маргинальные территории // Географич. вестн. 2008. № 2. С. 9–20.

13. Серова Н. А., Серова В. А. Проблемы пассажирского городского транспорта и качество жизни // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2011. № 2 (28). С. 107–110.

14. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года // Министерство транспорта Российской Федерации. URL: https://mintrans.gov.ru/documents/3/1009 (дата обращения: 29.03.2021).

15. Мачерет Д. А. Свобода передвижения и особенности транспортных систем // Мир транспорта. 2019. № 17 (3). С. 40–54.

16. Регионы России. Социально-экономические показатели // Федеральная служба государственной статистики : сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/folde/210/document/13204 (дата обращения: 29.03.2021).

17. Овчарова Л. Н., Пишняк А. И. Уроки монетизации льгот // Мир России. Социология. Этнология. 2016. № 15 (3). С. 134–157.

18. Литвинов А. В., Донченко В. В. Взаимосвязь между уровнем автомобилизации населения и передвижений на легковых автомобилях в городах // International Journal of Advanced Studies. 2020. № 10 (3). С. 64–83. DOI 10.12731/2227-930X-2020-3-64-82.

19. Демишева Е. Назад в 2000-й: бензин по 7 рублей, строительство ТТК и массовые иномарки. URL: https://www.autonews.ru/news/5ed8d1099a794788ef629fbf (дата обращения: 07.03.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Серова Н.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ. Вестник Сургутского государственного университета. 2021;(2 (32)):51-57. https://doi.org/10.34822/2312-3419-2021-2-51-57

For citation:


Serova N.A. FEATURES OF DEVELOPMENT OF TRANSPORT SERVICE MARKET IN THE RUSSIAN ARCTIC. Surgut State University Journal. 2021;(2 (32)):51-57. (In Russ.) https://doi.org/10.34822/2312-3419-2021-2-51-57

Просмотров: 432


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3455 (Online)