СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ПРАВА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ И НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ В РОССИИ
https://doi.org/10.34822/2312-3419-2021-2-141-151
Аннотация
В статье систематизированы законодательные новеллы права коренных народов Российской Федерации второго десятилетия XXI века и выделены общие тенденции его развития: изменение соотношения частноправового и публично-правового, федерального и регионального регулирования аборигенных отношений; персонификация права на сохранение традиционного образа жизни; замещение публичного представительства этих народов иными современными формами представительства при сохранении традиционных представительных институтов. Новейшие институты права коренных малочисленных народов описаны в их системной взаимосвязи; сформулировано авторское определение этнологической экспертизы, учитывающее тенденции развития российского права коренных малочисленных народов.
Ключевые слова
Об авторе
Н. А. ФилипповаРоссия
заслуженный юрист Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, доктор юридических наук, кандидат политических наук, доцент, заведующая кафедрой государственного и муниципального права, профессор кафедры государственного и муниципального права
E-mail: filip64@mail.ru
Список литературы
1. О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года : указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010260033 (дата обращения: 07.03.2021).
2. О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации : федер. закон от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007130047 (дата обращения 07.03.2021).
3. Об утверждении стандарта ответственности резидентов Арктической зоны Российской Федерации во взаимоотношениях с коренными малочисленными народами Российской Федерации, проживающими и (или) осуществляющими традиционную хозяйственную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации : приказ Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики от 23 ноября 2020 г. № 181. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400199158/ (дата обращения: 07.03.2021).
4. Краткое содержание отчета Большой норильской экспедиции. URL: https://www.nornickel.ru/files/ru/media-library/presentation/Great_Norilsk_Expedition_RU.pdf (дата обращения: 07.03.2021).
5. «Норникель» выплатит коренным народам компенсацию за разлив топлива. URL: https://iz.ru/1102768/2020-12-21/nornikel-vyplatit-korennym-narodam-kompensatciiu-za-razliv-topliva (дата обращения: 07.03.2021).
6. Ямсков А. Н. Возможные дополнения дефиниции «территории традиционного природопользования» коренных народов Севера в связи с готовящимися новыми федеральными законами // Биосферное хозяйство: теория и практика. 2017. № 1 (2). С. 5–13.
7. Шишацкий Н. Г., Кирко В. И., Кеуш А. В. Социально-экономические проблемы создания территорий традиционного природопользования // Арктика и Север. 2012. № 7. С. 178–184.
8. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации : федер. закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2001. Ст. 1972.
9. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока : федер. закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 30. Ст. 3122.
10. Союз КМНС направит в правительство предложения, позволяющие общине стать резидентом АЗРФ. URL: https://tass.ru/obschestvo/10776227 (дата обращения: 07.03.2021).
11. Дроздова М. И. Фактория как первичная форма объединительных трансформаций в сфере торгового обслуживания коренных малочисленных народов Севера // Вестн. Сибир. ун-та потребительской кооперации. 2017. № 1. С. 52–58.
12. Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и перечня видов их традиционной хозяйственной деятельности : распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 г. № 631-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95535/ (дата обращения: 07.03.2021).
13. Об утверждении Правил ведения списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, предоставления содержащихся в нем сведений, а также осуществляемого в связи с его ведением межведомственного взаимодействия : постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1520. URL: http://ips.pravo.gov.ru:8080/default.aspx?pn=0001202009280014 (дата обращения: 07.03.2021).
14. О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» : федер. закон от 28 декабря 2013 г. № 406-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6971.
15. Лалетина А. С. Федеральное законодательство Российской Федерации о правах коренных малочисленных народов на ведение традиционного природопользования: анализ и перспективы развития // Пробелы в рос. законодательстве. 2009. № 2. С. 45–50.
16. Боровинская Ю. С. Пути развития законодательства о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации // Акад. вестн. 2014. № 4. С. 36–47.
17. Кондрашев А. А., Роньжина О. В. Административно территориальное устройство субъектов Российской Федерации: общее и особенное (на примере российской Арктики) // Рос. право: образование, практика, наука. 2018. № 3. С. 50–61.
18. Горян Э. В. Роль Уполномоченного по правам человека в субъекте федерации в региональном правовом механизме обеспечения прав коренных народов (опыт Приморского края) // Территория новых возможностей. Вестн. Владивосток. гос. ун-та экономики и сервиса. 2016. Т. 8, № 4. С. 129–139.
19. Панов П. В. Институты и практики специального представительства коренных народов Севера в региональных парламентах // Власть. 2013. № 10. С. 54–58.
20. Колесникова О. В. Институт Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации: основные направления совершенствования // Актуал. проблемы рос. права. 2019. № 9. С. 63–70.
21. Гарантии прав коренных малочисленных народов Севера, их реализация и защита в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре / сост. Н. В. Стребкова. Ханты-Мансийск : Принт-Класс, 2019. 348 с.
22. Представительные институты и модели самоуправления коренных народов в Восточной Европе, Российской Федерации, Центральной Азии и Закавказье: пути расширения их участия. Записка Секретариата. URL: https://undocs.org/ru/E/C.19/2021/8?fbclid=IwAR0LpJ978J6nkMLP6dGuyETqSqYk3Y7b7vLPwVPOzXgHU4aUJi9g8dHe6U (дата обращения: 07.03.2021).
23. Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков, причиненных коренным малочисленным народам Российской Федерации, объединениям коренных малочисленных народов Российской Федерации и лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренных малочисленных народов Российской Федерации хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами : постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1488. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009220006 (дата обращения: 07.03.2021).
24. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (АКМНСС и ДВ РФ). URL: http://www.raipon.info/documents/Docs_RAIPON/%D0%9D%D0%9F%202021+.pdf (дата обращения: 07.03.2021).
25. Функ Д. А. «Этнологическая экспертиза»: Российский опыт оценки социального воздействия промышленных проектов // Этнографическое обозрение. 2018. № 6. С. 66–79.
Рецензия
Для цитирования:
Филиппова Н.А. СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ПРАВА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ И НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ В РОССИИ. Вестник Сургутского государственного университета. 2021;(2 (32)):141-151. https://doi.org/10.34822/2312-3419-2021-2-141-151
For citation:
Filippova N.A. MODERN INSTITUTIONS OF INDIGENOUS PEOPLES’ LAW AND THE LATEST TRENDS IN THEIR DEVELOPMENT IN RUSSIA. Surgut State University Journal. 2021;(2 (32)):141-151. (In Russ.) https://doi.org/10.34822/2312-3419-2021-2-141-151