Preview

Вестник Сургутского государственного университета

Расширенный поиск

ЧИСЛЕННОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В РЕГИОНАХ РОССИИ

https://doi.org/10.34822/2312-3419-2022-2-51-59

Аннотация

Цель исследования – оценка показателей, характеризующих численность и структуру профессорско-преподавательского состава в вузах, обеспечивающих обучение студентов в регионах России. Исходными данными послужили результаты официальных статистических отче-тов организаций высшего образования, а также официальная статистическая информация о численности трудоспособного населения в 85 регионах России за 2020 год. В ходе исследования были разработаны четыре математические модели, описывающие распределение рассматриваемых показателей по регионам. Результаты исследования показали, что в среднем на тысячу жителей трудоспособного возраста в регионах приходится не многим более двух преподавателей, работающих в вузах. Доказано, что каждые три из четырех преподавателей имели ученую степень доктора или кандидата наук. В 2020 году на одного преподавателя в среднем приходилось около двадцати студентов. Были определены регионы с максимальными и минимальными значениями рассматриваемых показателей. Показано, что высшее образование получило значительное развитие в России.

Об авторе

Ю. С. Пиньковецкая
Ульяновский государственный университет, Ульяновск
Россия

кандидат экономических наук, доцент

E-mail: judy54@yandex.ru



Список литературы

1. Jaspers K. The Idea of the University. Boston : Beacon Press, 1959. 136 p.

2. Guri-Rosenblit S., Sebkova H., Teichler U. Massification and Diversity of Higher Education Systems: Interplay of Complex Dimensions // Higher Education Policy. 2007. Vol. 20, No. 4. Р. 373‒389. DOI 10.1057/palgrave.hep.8300158.

3. International Student Mobility: Implementing Coordination for Future Challenges : Public Policy Evaluation. 2019. URL: https://www.vie-publique.fr/ sites/default/files/rapport/pdf/194000726.pdf (дата обращения 10.03.2022).

4. Douglass J. Higher Education’s New Global Order: How and Why Governments Are Creating Struc-tured Opportunity Markets // Educational Studies Moscow. 2011. Vol. 1. Р. 73‒98. DOI 10.17323/ 1814-9545-2011-1-73-98.

5. Stiglitz J. E. Creating a Learning Society: A New Approach to Growth, Development, and Social Progress. Columbia : Columbia University Press, 2014. 660 p.

6. Abel J. R., Deitz R. Do Colleges and Universities Increase Their Region’s Human Capital? // Journal of Economic Geography. 2011. Vol. 12, Is. 3. Р. 667‒691.

7. Ciriaci D. Does University Quality Influence the Interregional Mobility of Students and Graduates? The Case of Italy // Regional Studies. 2014. Vol. 48, Is. 10. Р. 1592‒1608. DOI 10.1080/00343404. 2013.821569.

8. Cervantes M. Higher Education Institutions in the Knowledge Triangle // Foresight and STI Govern-ance. 2017. Vol. 11, No. 2. Р. 27–42.

9. Unger M., Polt W. The Knowledge Triangle be-tween Research, Education and Innovation – A Con-ceptual Discussion // Foresight and STI Governance. 2017. Vol. 11, No. 2. Р. 10‒26. DOI 10.17323/2500-2597.2017.2.10.26.

10. Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. Форма ВПО-1 // М-во науки и высшего образования – 2022 : официал.сайт. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/ highed/ (дата обращения: 10.03.2022).

11. Анисимова Е. Е., Бабич С. Г. Изучение основных тенденций в области высшего образования // Экономика и упр. в XXI веке: тенденции развития. 2016. № 33–2. С. 154–158.

12. Максимова И. В. Перспективы повышения конкурентоспособности высшего образования в Рос-сии // Науч. вестн. Волгоград. фил. РАНХИГС. Сер. Экономика. 2019. № 2. С. 81–93.

13. Курилова О. О. Особенности изменения численности и структуры преподавателей вузов // Регионал. вестн. 2020. № 17 (56). С. 48–49.

14. Ломоносов А. В. Определение нормативов численности студентов на одну штатную должность преподавательского состава // Креатив. экономи-ка. 2013. № 12 (84). С. 102–111.

15. Романов Е. В. Угрозы кадровому потенциалу региональных университетов // Экономика региона. 2018. № 14 (1). С. 95–108. DOI 10.17059/ 2018-1-8.

16. Попова С. С., Вдовина Е. Л. Специфика высшего профессионального образования в Пензенской области // Вестн. Пензен. гос. ун-та. 2017. № 4 (20). С. 8–11.

17. Вадимова И. В. Переход к новым соотношениям численности преподавателей и студентов // Советник в сфере образования. 2015. № 6. С. 14–18.

18. Кириллина Ю. В. Качество высшего образования в количественных показателях // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 33. С. 132–136.

19. Меликян А. В. Статистический анализ динамики показателей эффективности российских вузов // Вопр. статистики. 2021. № 28 (1). С. 38–49. DOI 10.34023/2313-6383-2021-28-1-38-49.

20. Демография // Федер. служба гос. статистики : офиц. сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 10.03.2022).

21. Pinkovetskaia I. Estimation of the Share of Women in the Number of Students of Higher Educational In-stitutions: Data by Regions of Russia // Perspectivas em Diálogo. 2022. Vol. 9, No. 19. P. 7‒20.

22. Pinkovetskaia I., Nuretdinova Y., Nuretdinov I., Lipatova N. Mathematical Modeling on the Base of Functions Density of Normal Distribution // Revista de la Universidad del Zulia. 2021. Vol. 12, No. 33. P. 34–49.


Рецензия

Для цитирования:


Пиньковецкая Ю.С. ЧИСЛЕННОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В РЕГИОНАХ РОССИИ. Вестник Сургутского государственного университета. 2022;(2 (36)):51-59. https://doi.org/10.34822/2312-3419-2022-2-51-59

For citation:


Pinkovetskaya Yu.S. THE NUMBER AND STRUCTURE OF ACADEMIC TEACHING STAFF IN THE REGIONS OF RUSSIA. Surgut State University Journal. 2022;(2 (36)):51-59. (In Russ.) https://doi.org/10.34822/2312-3419-2022-2-51-59

Просмотров: 219


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3455 (Online)