Preview

Вестник Сургутского государственного университета

Расширенный поиск

БЮДЖЕТНАЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

https://doi.org/10.34822/2312-3419-2022-2-60-69

Аннотация

Бюджетный федерализм – принцип федеративного устройства государства. Несмотря на множество подходов к определению, основная дискуссия разворачивается по поводу бюджетной централизации и децентрализации. В статье уточнены некоторые взаимосвязанные термины, показана их дискуссионность в нормативно-правовых актах, обозначена авторская позиция по отдельным определениям. Введен термин «расширенного» консолидированного бюджета, включающий бюджеты внебюджетных фондов. Расчет с использованием в знаменателе этого термина добавляет 1–3 % к уровню централизации бюджетов и снижает значение уровня децентрализации бюджетов. Предложены подходы к оценке уровня бюджетной централизации и децентрализации: 1) оценивается степень доходных полномочий, закрепленных за федеральным бюджетом; 2) объем реальных располагаемых доходов федерального правительства; 3) уровень «самостоятельности» бюджетов, т. е. возможность покрывать расходные обязательства за счет налоговых и неналоговых доходов; 4) расходные полномочия, реализуемые через территориальные бюджеты. Расчет показывает, что в целом уровень централизации бюджетной системы РФ достаточно высокий – около 90 %, при этом за 10-летний период наблюдается снижение этого значения. Полученные данные по второму подходу показывают, что уровень централизации несколько ниже – около 64 %. Однако этот подход не позволяет сделать выводы о доходных полномочиях, закрепленных за разными уровнями бюджета. Представлены выводы об изменении значений в пандемийный период: снижении уровня централизации бюджетов на 3 % в 2020 г. в результате недополучения нефтегазовых и других налоговых доходов; снижении уровня самостоятельности территориальных бюджетов – снижении значения показателя на 14 % (причина в увеличении расходных обязательств). Однако иная ситуация складывается при расчете уровня децентрализации по 4-му пункту: здесь не наблюдается резких изменений значений, даже в 2020 г., а сглаживание происходит за счет выделения межбюджетных трансфертов.

Об авторах

А. Е. Судакова
Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург
Россия

кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник
E-mail: ae.sudakova@gmail.com



Г. А. Агарков
Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург
Россия

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник



Список литературы

1. Поляк Г. Б. О централизации финансовых ресурсов в государстве // Финансы. 2009. № 10. С. 62–64.

2. Смирнягин Л. В., Бусыгина И. М. Российский федерализм (федерализм, связность пространства страны) // Оценка состояния и перспектив поли-тической системы Российской Федерации в 2008 году – начале 2009 года : 1-й ежегод. доклад Ин-та обществ. проектирования. М. : Ин-т обществ. проектирования, 2009. 75 с.

3. Пешина Э. В., Стрекалова А. А. Фискальный и бюджетный федерализм: две системы управления публичными финансами // Финанс. аналитика: проблемы и решения. 2016. № 11 (293). С. 34–52.

4. Колесникова О. И., Лопатина Е. В., Соколова В. В. Терминологические соответствия при переводе экономических терминов с английского на русский язык // Междунар. науч.-исслед. журн. 2021. № 1 (103). С. 153–157.

5. Long G. Fiscus // A Dictionary of Greek and Roman Antiquities / Ed. J. Murray. London : Cambridge University Press, 1875. P. 537‒538. URL: https://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/secondary/SMIGRA*/Fiscus.html (дата обращения: 12.01.2022).

6. Hughes G., Smith S. Economic Aspects of Decentralized Government: Structure, Functions and Finance // Economic Policy. 1991. Vol. 6, Is. 13. P. 425‒459.

7. Лавровский Б. Л., Горюшкина Е. А. Бюджетный федерализм в России: быть или не быть? // Вопр. экономики. 2021. № 1. С. 143–160.

8. Лавров А. М. Логика и перспективы бюджетных реформ в России: в поисках «оптимальной децентрализации». Цикл публикаций и документов (1998–2019 гг.). М. : ИД ВШЭ, 2019. 832 с.

9. Hooghe L., Marks G., Schakel A. H., Chapman Osterkatz S., Niedzwiecki S., Shair-Rosenfield S. Measuring Regional Authority: A Postfunctionalist Theory of Governance. Vol. 1. Oxford : Oxford University Press, 2016. 704 p.

10. Тимушев Е. Н. Бюджетная децентрализация в России и мире: тенденции и эффекты // Вопр. экономики. 2021. № 11. С. 89–107.

11. Власова М. С., Данилов В. Н., Суханов О. В. Оценка доходов консолидированных бюджетов // Вопр. статистики. 2015. № 2. С. 73–77.

12. Морозова Е. А. Модели бюджетного федерализма в развитых странах и особенности их применения в Российской Федерации. М. : МГУ, 2009. 49 с.

13. Лунякова Н. А., Луняков О. В. Оценка уровня бюджетной централизации и перераспределения доходов в финансовой сфере // Научн. вестн.: финансы, банки, инвестиции. 2019. № 2 (47). С. 65–74.


Рецензия

Для цитирования:


Судакова А.Е., Агарков Г.А. БЮДЖЕТНАЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ. Вестник Сургутского государственного университета. 2022;(2 (36)):60-69. https://doi.org/10.34822/2312-3419-2022-2-60-69

For citation:


Sudakova A.E., Agarkov G.A. BUDGET CENTRALIZATION AND DECENTRALIZATION OF THE RUSSIAN FEDERATION’S PUBLIC FINANCES: APPROACHES TO THE DEFINITION. Surgut State University Journal. 2022;(2 (36)):60-69. (In Russ.) https://doi.org/10.34822/2312-3419-2022-2-60-69

Просмотров: 894


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3455 (Online)