КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЕКТЕ «ПРИОРИТЕТ-2030»
https://doi.org/10.34822/2312-3419-2022-3-6-15
Аннотация
Исследованы риски, возникающие в образовательной деятельности вузов, участвующих в программе «Приоритет-2030»; представлена классификация рисков. Методологическую базу исследования составили материалы и методы: диалектический, научного познания и частные научные (анализ, синтез, сравнение, логический и системно-структурный анализ, формализация, анализ нормативно-правовых документов), моделирование. Результаты исследования помогут выявлять риски, связанные с качеством образования в вузах, а также правильно их классифицировать. Определено, что наибольшее количество рисков в образовательной деятельности связано с качеством образования. Даны рекомендации по разработке мероприятий, направленных на предотвращение и снижение последствий от влияния данного вида риска.
Об авторах
Н. Л. КетоеваРоссия
кандидат экономических наук, доцент
nhl76@mail.ru
М. А. Киселева
Россия
старший преподаватель
Goldenrose.91@mail.ru
В. К. Драницына
Россия
аспирант, инженер
kvk1996@mail.ru
Список литературы
1. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki. gov.ru/opendata/ (дата обращения: 03.08.2022).
2. Smirnov A. Yu. Risks of the Impact of Digital Technologies on the Main Function of the Institute of Education // Науч. Альм. стран Причерноморья. 2021. Т. 3, № 27. С. 8‒14. DOI 10.23947/ 2414-1143-2021-27-3-8-14.
3. Matskevich A. V. A Study on Risk Response to Pandemic-Caused Service Process Disruption in Higher Education // Экономич. наука сегодня. 2021. Вып. 14. С. 65‒70. DOI 10.21122/2309-6667-2021-14-65-70.
4. Skobeltsina K. N., Beshenkov S. A., Kuznetsov A. N. Education Systems Management in Critical Situations: Potential Risks of Digitalization // XIV Inter-national Scientific Conference “INTERAGRO-MASH-2021”, Ростов-на-Дону, 24–26 февраля 2021 г. Ростов н/Д, 2022. P. 739–749.
5. Хомутова Е. Г., Спиридонова А. А., Прокопов Н. И. Модель управления рисками для обеспечения качества образования в университете // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 670–685. DOI 10.32744/pse.2022.2.40.
6. Доброродний Д. Г. Цифровая трансформация высшего образования: вызовы и риски для клас-сического университета // Вестн. Белорус. гос. экономич. ун-та. 2021. № 5 (148). С. 105–113.
7. Пашков М. В., Пашкова В. М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования // Высш. образование в России. 2022. Т. 31, № 3. С. 40–57. DOI 10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-40-57.
8. Приортитет-2030 : программа Министерства науки и высшего образования Российской Феде-рации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/ priority2030/ (дата обращения: 23.07.2022).
9. Национальный рейтинг университетов. URL: https://academia.interfax.ru/ru/ratings/?page=1&rating=1&year=2022 (дата обращения: 31.07.2022).
10. Гранатуров В. М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. М. : Дело и сервис, 2010. 207 с.
11. Миэринь Л. А. Основы рискологии. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, 1998. 138 с.
12. Бланк И. А. Управление прибылью. Киев : Ника-Центр, 2002. 752 с.
13. Филиппов Л. А., Филиппов М. Л. Оценка риска по методу Вексицкого. Барнаул : Алтайский гос. ун-т, 2000. 54 с.
14. Ренн О. Три десятилетия исследования риска // Вопр. анализа риска. 1999. Т. 1, № 1. С. 80–99.
15. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Краткая экономическая энциклопедия. СПб. : ТОО ТК Петрополис, 1998. 509 с.
16. Альгин А. П. Риск и его роль в общественной жизни. М. : Мысль, 1989. 187 с.
17. Меняйло Г. В. Классификация рисков, возникающих в деятельности образовательных организаций высшего образования // Современ. экономика: проблемы и решения. 2016. № 7 (79). С. 28–36.
Рецензия
Для цитирования:
Кетоева Н.Л., Киселева М.А., Драницына В.К. КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЕКТЕ «ПРИОРИТЕТ-2030». Вестник Сургутского государственного университета. 2022;(3 (37)):6-15. https://doi.org/10.34822/2312-3419-2022-3-6-15
For citation:
Ketoeva N.L., Kiseleva M.A., Dranitsyna V.K. CLASSIFICATION OF RISKS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS PARTICIPATING IN THE PRIORITY-2030 PROJECT. Surgut State University Journal. 2022;(3 (37)):6-15. (In Russ.) https://doi.org/10.34822/2312-3419-2022-3-6-15