Preview

Вестник Сургутского государственного университета

Расширенный поиск

ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРИЧАСТНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) ОРГАНОВ

https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-1-10

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В статье раскрывается актуальность и безусловная необходимость во внедрении нового института в уголовное законодательство Российской Федерации. Целью статьи является изучение аспекта уголовно-правовой защищенности должностных лиц, осуществляющих государственный контроль (надзор). Основная задача в рамках научной статьи – рассмотрение вопроса о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (далее – Уголовный кодекс РФ). В качестве методов научных исследований использовались методы эмпирического (сравнительно-правовой анализ) исследования, а также синтез, индукция и дедукция. В результате исследования авторы предлагают норму, которая позволит обеспечить государственную защиту определенной категории должностных лиц.

Для цитирования:


Квитко А.В., Собещанский Р.А. ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРИЧАСТНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) ОРГАНОВ. Вестник Сургутского государственного университета. 2024;12(1):99-104. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-1-10

For citation:


Kvitko A.V., Sobeshchansky R.A. INVOLVEMENT EXCLUSION FOR OFFICERS OF THE SUPERVISION BODIES. Surgut State University Journal. 2024;12(1):99-104. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-1-10

ВВЕДЕНИЕ

Авторами предлагается дополнить Общую часть Уголовного кодекса РФ статьей 42.1 «Исключение причастности», которая закрепляет новое обстоятельство, исключающее преступность деяния должностных лиц, осуществляющих служебные обязанности. Следует отметить, что последние изменения в главу 8 Уголовного кодекса РФ, содержащую обстоятельства, исключающие преступность деяния, внесены более 17 лет назад [1].

В целом в законодательстве Российской Федерации за этот отрезок времени произошли значительные перемены, в том числе в нормах, регламентирующих государственный контроль (надзор). Авторами поднимается проблематика наличия недостаточной уголовно-правовой защиты должностных лиц, добросовестно исполняющих свои обязанности.

Необходимость введения данной нормы является актуальной и обсуждается в кругах должностных лиц, осуществляющих различные виды государственного контроля (надзора) в Российской Федерации.

По мнению А. В. Савинского, несмотря на, казалось бы, четкое законодательное закрепление, институт обстоятельств, исключающих преступность деяния, вызывает оживленную научную полемику. В юридической литературе обосновывается идея о необходимости расширения законодательного перечня таких обстоятельств [2, с. 62].

Д. А. Кравцов в своей работе подчеркивает, что тенденция к расширению числа обстоятельств, исключающих преступность деяний, будет сохраняться, и в этом проявляется общая тенденция развития права в целом [3, с. 136].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением должностными лицами различных видов государственного контроля (надзора), предусмотренных в Российской Федерации, а также меры юридической ответственности должностных лиц. Основными методами данного исследования явились: изучение нормативно-правовой базы и научной литературы, методы эмпирического (сравнительно-правовой анализ) исследования, а также синтез, индукция и дедукция.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Одним из основных нормативно-правовых актов, регламентирующих государственный контроль (надзор), является Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ). Федеральный закон № 248-ФЗ регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц [4].

Положениями Федерального закона № 248-ФЗ регламентируется защита подконтрольных органам надзора категорий лиц, при этом защита контрольных (надзорных) органов Федеральным законом № 248-ФЗ не предусмотрена. Как правило, в Российской Федерации защитой обеспечиваются правоохранительные органы. Так, одним из видов государственного контроля (надзора) является федеральный государственный пожарный надзор.

С учетом имеющихся полномочий, а также в соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, органы федерального государственного пожарного надзора относятся к правоохранительным органам [5]. В соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ обеспечению государственной и общественной безопасности, направленных на усиление роли государства как гаранта безопасности личности и прав собственности, способствует повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по защите основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина [6].

Защита должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор, как должностных лиц правоохранительных органов в отличие, например, от положений Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Федеральный закон № 144-ФЗ) не обеспечивается [7].

Так, статьей 16 Федерального закона № 144-ФЗ установлено, что должностным лицам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, гарантирована правовая и социальная защита. По мнению О. М. Овчинникова, полноценность правоохранительной деятельности оперативных подразделений государственных органов во многом определяется уровнем и степенью социально-правовой защиты их должностных лиц [8, с. 91]. Надзорные органы не являются исключением в данном аспекте. Кроме того, статья 38 Уголовного кодекса РФ обеспечивает защиту и исключает преступность деяния лиц, причинивших вред при задержании лица, совершившего преступление. Р. С. Хисматуллин в своей работе особо подчеркивает, что жизнь, здоровье и имущество судей, должностных лиц правоохранительных органов и близких им лиц не должны быть менее защищены государством, чем жизнь, здоровье и имущество иных участников дела [9, с. 38].

Государство гарантирует защиту некоторым категориям государственных органов, гражданам, организациям, но оставляет без внимания защиту специальных субъектов – должностных лиц, осуществляющих государственный контроль (надзор).

В настоящее время должностные лица контрольных (надзорных) органов находятся под пристальным вниманием уголовного законодательства, в особенности по происшествиям, имеющим широкий общественный резонанс, повлекшим гибель и (или) причинение вреда здоровью людей. По такого характера событиям, как правило, уголовные дела возбуждаются немедленно. Впоследствии, с учетом сложившейся следственной практики, несмотря на законность действий при осуществлении проверочных мероприятий, должностные лица, осуществлявшие контрольные (надзорные) функции на объекте, подлежат уголовному преследованию. Важно обратить внимание, что расследование и судебное рассмотрение таких уголовных дел длится долгое время, с отстранением должностных лиц от исполнения обязанностей.

Уголовному преследованию подвергается как собственник объекта защиты, который не выполнял предписываемые требования (правила), так и государственный инспектор, выдавший обязательный для исполнения документ по результатам проверочных мероприятий.

Сложившаяся следственная и судебная практика дает все основания полагать, что ситуация уголовного преследования должностных лиц контрольных (надзорных) органов в перспективе не изменится.

Как один из примеров приведем следующую ситуацию. 19.07.2022 в отношении Тигеева П. Л. Тюменский районный суд Тюменской области вынес обвинительный приговор по части 3 статьи 293 Уголовного кодекса РФ. Осуждая Тигеева П. Л. в халатности, суд установил, что он, являясь должностным лицом, привлеченным в качестве специалиста, обладая специальными познаниями в области противопожарного законодательства в совместной с представителем прокуратуры выездной проверке, инициированной органами прокуратуры, пансионата пожилых людей ненадлежащим образом исполнил свои обязанности вследствие недобросовестного отношения к службе и обязанностям по должности [10].

Очевидным обстоятельством является необходимость надежной уголовно-правовой защиты должностных лиц контрольных (надзорных) органов, деятельность которых направлена на обеспечение общественной безопасности населения.

В отличие от гражданского законодательства, ответственность за вред, причиненный актами правоохранительных органов и суда, в результате незаконного осуждения, привлечения к уголовной или административной ответственности в виде ареста, возмещается за счет казны Российской Федерации (ст. 1069, 1070 Гражданского кодекса РФ), то есть возлагается на государство [11]. При этом возмещение вреда осуществляется из бюджета независимо от вины должностных лиц соответствующих органов [12].

Институт возмещения вреда также развивается и в бюджетном законодательстве. Статья 242.2 Бюджетного кодекса РФ содержит положения об исполнении судебных актов по искам к Российской Федерации в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов [13].

Из этого следует, что государством урегулированы вопросы, касающиеся правовой и финансовой защиты должностных лиц, но исключительно в рамках гражданско-правового поля.

На основании изложенного считаем целесообразным дополнить Общую часть Уголовного кодекса РФ нормой, представленной в следующей редакции:

«УК РФ. Статья 42.1. Исключение причастности

  1. Не является преступлением причинение вреда (ущерба) охраняемым уголовным законом интересам, наступившего на объекте защиты государственного (муниципального) контроля (надзора) в результате возникших неблагоприятных событий.
  2. Не подлежит уголовной ответственности должностное лицо, исполняющее властные полномочия и (или) служебные обязанности при осуществлении государственного (муниципального) контроля (надзора), выдавшее рекомендации и (или) предписание контролируемому лицу. Исключается его виновная причастность к наступившему вреду (ущербу) охраняемым уголовным законом ценностям на объекте защиты».

Предлагаемая авторами норма позволит расширить институт обстоятельств, исключающих преступность деяния, предоставив должностным лицам государственную уголовно-правовую защиту при осуществлении полномочий, благодаря которой уровень ответственности не снизится, а предоставленные полномочия будут реализовываться без давления со стороны карательных норм Уголовного кодекса РФ.

По мнению В. Ю. Ларина, действующее уголовное законодательство содержит пробел в виде отсутствия обстоятельства, исключающего преступность деяния, связанного с причинением вреда охраняемым уголовным законом отношениям при надлежащем исполнении профессиональных (должностных) обязанностей [14, с. 20].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предлагаемая авторами статья направлена на совершенствование уголовного законодательства. Поддержка и принятие поправок в Уголовный кодекс РФ позволит обеспечить уголовно-правовую защищенность должностных лиц как специальных субъектов и их уверенность при исполнении государственных функций, направленных на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска безопасности, а также причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.12.2023) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

2. Савинский А. В. Обстоятельства, исключающие преступность деяния, в формате общей теории права // Lex Russica. 2020. Т. 73, № 11. С. 62–70. DOI 10.17803/1729-5920.2020.168.11.062-070.

3. Кравцов Д. А. Обстоятельства, исключающие преступность деяния как институт уголовного права // Science Time. 2016. № 10. С. 135–139.

4. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации : федер. закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СЗ РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5007. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации : постановление Пленума Верховного суда РФ от 01.06.2023 № 14. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // СЗ РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Овчинников О. М. Социально-правовая защита сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность // Научный журнал. 2017. № 4. С. 91–92.

9. Хисматуллин Р. С. Проблемы соблюдения прав судей и должностных лиц правоохранительных органов и обеспечения государственной защиты указанных лиц // Российский судья. 2020. № 5. С. 35–38.

10. Апелляционное постановление судьи Тюменского областного суда по делу № 22-2588/2022. URL: https://oblsud--tum.sudrf.r /modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case case_id=8073335&case_uid=f4ceee32-86c7-40bd-9a87-aac9559d3aff delo_id=4&new=4 (дата обращения: 20.02.2024).

11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

12. По делу о проверке конституционности статей 15, 16, части первой статьи 151, статей 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1, 2 и 3 статьи 24.7, статей 28.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьи 13 Федерального закона «О полиции» в связи с жалобами граждан Р. А. Логинова и Р. Н. Шарафутдинова : постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.2020 № 36-П. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

13. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

14. Ларин В. Ю. Исполнение сотрудником полиции законных полномочий как обстоятельство, исключающее преступность деяния // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. № 3. С. 18–20.


Об авторах

А. В. Квитко
Главное управление МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Ханты-Мансийск
Россия

заместитель начальника управления – начальник отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы, преподаватель



Р. А. Собещанский
Главное управление МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре; Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск
Россия

дознаватель отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы



Рецензия

Для цитирования:


Квитко А.В., Собещанский Р.А. ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРИЧАСТНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) ОРГАНОВ. Вестник Сургутского государственного университета. 2024;12(1):99-104. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-1-10

For citation:


Kvitko A.V., Sobeshchansky R.A. INVOLVEMENT EXCLUSION FOR OFFICERS OF THE SUPERVISION BODIES. Surgut State University Journal. 2024;12(1):99-104. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-1-10

Просмотров: 88


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3455 (Online)