Preview

Вестник Сургутского государственного университета

Расширенный поиск

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ПО ЧАСТЯМ 4 И 6 СТАТЬИ 264 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-2-12

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Автором проанализированы статистические сведения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации об основных социально-демографических и некоторых уголовно-правовых признаках (в контексте наказания) осужденных по частям 4 и 6 статьи 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека) за период с 2015 по 2022 год (статистические данные за 2023 год отсутствуют). На основе полученных выводов формулируются теоретические положения, расширяющие и актуализирующие имеющиеся научные знания о личности преступника, совершившего преступление, ответственность за которое предусмотрена частями 4 и 6 статьи 264 УК РФ. Автором проведен актуальный анализ основных социально-демографических и некоторых уголовно-правовых признаков (в контексте наказания) осужденных за преступления, предусмотренные частями 4 и 6 статьи 264 УК РФ, что позволяет актуализировать криминологический портрет личности преступника, совершившего преступление, связанное с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта. Автором проведен сравнительный анализ осужденных по исследуемой статье исходя из данных, полученных автором в ранее опубликованном исследовании в июне 2020 года, с актуальными данными, в том числе в вопросе избираемой меры ответственности к осужденным.

Для цитирования:


Марданов А.Б. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ПО ЧАСТЯМ 4 И 6 СТАТЬИ 264 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Вестник Сургутского государственного университета. 2024;12(2):113-121. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-2-12

For citation:


Mardanov A.B. CRIMINOLOGICAL PROFILE OF CONVICTS UNDER ARTICLE 264, PARTS 4 AND 6 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION. Surgut State University Journal. 2024;12(2):113-121. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-2-12

ВВЕДЕНИЕ

Согласно статистическим данным [1] в ДТП в России за период с 2015 по 2023 г. погибло 157 407 человек, получили ранение 1 770 472 человека, из чего следует, что за указанный период в среднем в год в России в ДТП погибает 17 489 человек и получают ранения 196 719 человек. Данные цифры свидетельствуют о высокой смертности на дорогах России и необходимости принятия мер по профилактике смертности в ДТП в нашей стране. В криминологической науке широко известны общетеоретические работы по изучению личности преступника. В становление и развитие общего понятийного аппарата, а также криминологической теории личности преступника существенный вклад внесли теоретические труды таких специалистов, как Б. В. Волженкин, А. А. Герцензон, А. И. Долгова, П. А. Кабанов [2], В. Н. Кудрявцев, А. Б. Сахаров, П. С. Дагель, В. Д. Филимонов и др.

Выдвигаемая гипотеза – социально-демографические признаки осужденных за совершение преступления, связанного с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека (двух и более лиц), имеют свои особенности, в частности среди них преобладают лица со средним специальным и средним общим образованием, доля лиц с высшим образованием незначительна. Также среди данных лиц значительна доля совершивших преступление в состоянии алкогольного опьянения. Автор считает, что практика государства в отношении исследуемой категории лиц из числа осужденных по частям 4 и 6 ст. 264 УК РФ имеет тенденции к усилению строгости наказания (рост назначения реального лишения свободы в качестве наказания). Цель исследования – доказать либо опровергнуть выдвигаемую гипотезу о специфике портрета личности преступника, совершившего преступление, ответственность за которое предусмотрена частями 4 и 6 ст. 264 УК РФ, а также усилении строгости наказания по отношению к лицам, совершившим вышеуказанные преступления. Провести сравнительный анализ данных (криминологический портрет осужденных, уголовно-правовая характеристика, избираемая мера наказания) за период времени с 2017 по 2019 г. с данными 2020–2022 гг. и сделать на этой основе выводы.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Общую методологическую основу исследования составили следующие методы: логический, сравнительного анализа (изучение тенденций, составление таблиц, диаграмм и графиков), частно-научные методы: статистический (средние величины, мониторинг).

Эмпирическую базу исследования составили данные официальной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [3], данные МВД РФ о показателях состояния безопасности дорожного движения [1], а также материалы ранее опубликованного автором исследования [4]. Территориальными рамками исследования является Российская Федерация, хронологические рамки охватывают период времени с 2015 по 2022 г.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Термин «личность» (англ. personality) происходит от латинского persona [5]. Современными теоретическими и практическими исследованиями человеческой личности занимается молодая и достаточно перспективная наука персонология. Этот термин был предложен Генри Мюрреем (Henry Murray) для обозначения как теоретических разработок, так и эмпирического опыта в области психологии личности [6].

В различных сочетаниях признаки личности и ее свойства встречаются у отдельных авторов в виде обобщенных группировок. Обычно исходя из этого выделяют три или четыре блока, характеризующих структуру личности преступника [7].

Так, А. И. Алексеев выделяет социально-демографические, уголовно-правовые признаки, нравственные свойства и психологические особенности, социально значимые биологические признаки в структуре личности преступника [8].

На наш взгляд, для проведения анализа личности преступника, совершившего преступление, связанное с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта, следует использовать следующие характеристики качеств личности преступника: социально-демографические (пол, возраст), социально-ролевые (уровень образования, род деятельности) (табл. 1). В основу данного исследования положены статистические данные о составе осужденных за период с 2015 по 2022 г.

Рассмотрим основные характеристики социально-демографических признаков.

Пол. Проведенный анализ свидетельствует о том, что доля женщин среди преступников, совершивших анализируемое преступление, составляет около 4,5 %. Следует отметить, что в общей доле преступности подавляющее большинство преступлений совершаются мужчинами. Если исходить из данных официальной статистики, среди всех осужденных (по всем составам УК РФ) доля женщин составляет примерно 15 % [9].

Возраст. Возрастная характеристика позволяет судить о криминальной активности различных возрастных групп, об особенностях их поведения, так как с возрастом изменяются социальные функции, характер и привычки людей. Распределение осужденных из исследуемой группы по возрастным категориям дало следующие результаты: наиболее криминально активной является возрастная группа от 30 до 49 лет, на их долю приходится 54,3 %; на возрастную группу 25–29 лет приходится 18,3 %; на возрастную группу от 18 до 24 лет – 15,8 %, на возрастную группу от 50 лет и старше – около 10,4 % (при этом на пенсионеров приходится около 3 %); наименьшая криминальная активность приходится на возрастную группу от 14 до 17 лет – 0,9 %.

Образование. Несомненно, потребностные ориентации напрямую зависят от образования человека, в том числе склонного к совершению преступлений. Интересную дефиницию преступления выразил профессор С. Г. Ольков: преступление – специфический товар или услуга в чисто экономическом смысле. Перечень всех преступлений дан в Особенной части Уголовного кодекса РФ, то есть перед нами витрина магазина, где описаны товары-преступления: убийства, грабежи, разбои, изнасилования, мошенничество, угон и т. д., установлены на них цены (в годах лишения свободы, рублях и других единицах измерения стоимости). Соответственно, преступность – это простая сумма товаров и услуг данного класса, именуемого преступным [10].

Образовательный уровень различных категорий преступников отличается и находится в некоторой связи с характером преступных действий. Образование значительно влияет на круг интересов и потребностей личности. Относительно образовательного уровня исследуемой категории осужденных можно сделать следующие выводы: высшее и неоконченное высшее образование имеют 14,5 % лиц, среднее специальное имел 41 % осужденных лиц, лиц со средним общим образованием 31,8 %, с основным общим и начальным – около 12,7 % общего числа привлеченных к уголовной ответственности за данные преступления.

Следует отметить, что, несмотря на неосторожный характер этого преступления, уровень образования несущественно влияет на безопасность дорожного движения. По нашему мнению, транспортное средство само по себе, несмотря на источник повышенной опасности, доступно в управлении и не является сложным техническим средством. Большинство людей, независимо от уровня образования, могут научиться управлять транспортным средством при достаточном обучении, включая как теоретическую, так и практическую подготовку. Также следует отметить, что общий уровень образования может влиять на доход данных лиц, что дает возможность людям с более высоким уровнем образования иметь более высокий доход и приобрести более дорогое транспортное средство. Уровень образования, доходов и социальных ролей также является фактором, определяющим категорию транспортного средства, которое может позволить себе человек. Более дорогое транспортное средство, как правило, обладает более современными техническими характеристиками, которые обеспечивают высокий уровень безопасности водителя, например улучшенные тормозные системы, ремни безопасности, подушки безопасности и т. д. Это может спасти жизнь водителя в случае ДТП, в отличие от менее дорогого и менее надежного транспортного средства. Конечно, такие факторы, как случайность, везение и удача, также играют роль. Учитывая специфику объективной стороны преступления, предусмотренного частями 4 и 6 ст. 264 УК РФ (нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека (двух и более лиц), совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения; сопряженное с оставлением места его совершения; совершенное лицом, не имеющим или лишенным права управления транспортными средствами) можно предположить, что индивидам с высшим образованием присущи более развитые нравственные принципы и ограничения. Вероятно, что лица с высшим образованием гораздо реже решаются управлять транспортными средствами в состоянии опьянения или без наличия соответствующих прав.

Если сравнить временной период, охватывающий 2017–2019 гг., с временным периодом 2020–2022 гг. (пандемия новой коронавирусной инфекции пришлась на 2020–2022 гг., что может быть фактором, имеющим некоторое влияние на преступность в данном случае), то можно сделать интересный вывод, что характеристики качеств личности преступника, осужденного по ст. 264 УК РФ (части 4 и 6), такие как пол, возраст, уровень образования, род деятельности, остаются неизменными, то есть средний криминологический портрет личности преступника, осужденного по частям 4, 6 ст. 264 УК РФ в 2017–2019 гг., аналогичен (до высокой степени схож) с портретом личности осужденного за данное преступление в 2020–2022 гг., в том числе в аспектах наибольшей и наименьшей криминальной активности по возрастным группам (что наглядно видно из табл. 1).

Уголовно-правовая характеристика. Данные о количестве лиц, осужденных за совершение преступления, предусмотренного частями 4 и 6 статьи 264 УК РФ за периоды 2017–2019 и 2020–2022 гг. по России выглядят следующим образом (табл. 2).

По своему социальному назначению наказание выступает в качестве средства защиты общества от нарушений условий его существования. Сущность применения наказания заключается, с одной стороны, в лишениях и ограничениях виновного за совершенное преступление, а с другой, в достижении в интересах общества полезного социального результата [11].

Если обратиться к данным официальной статистики за период с 2017 по 2022 гг., то мы наблюдаем следующую картину. За преступление, ответственность за которое предусмотрена частями 4 и 6 ст. 264 УК РФ, с 2017 по 2022 г. был осужден 6 491 человек, из них к лишению свободы – 5 717 человек (88 %), условно к лишению свободы за тот же период – 761 человек, что составляет около 11,7 %, прекращено в общей сложности 312 уголовных дел и оправдано 3 человека (0,04 %).

Если обратить внимание на табл. 2, то можно заметить интересную тенденцию, которая заключается в ужесточении наказания, что выражается в том, что во временном периоде 2017–2019 гг. наблюдалась следующая картина. Наказания в виде лишения свободы со сроком лишения свободы от 1 до 2 лет в процентном соотношении составляли 13,7 %, во временной период 2020–2022 гг. наказания в виде лишения свободы со сроком лишения свободы от 1 до 2 лет в процентном соотношении уже составляют 2,1 %, при этом произошел заметный рост назначения наказаний в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет. В 2017–2019 гг. это 6,5 %, а уже в 2020–2022 гг. 45,4 %, то есть суды начали назначать данное наказание в 7 раз чаще, из чего следует вывод об ужесточении государственной политики в контексте наказания в виде лишения свободы. Также обращает на себя внимание, что количество прекращенных уголовных дел (в процентном соотношении, по всем основаниям) уменьшилось с 6,7 % (2017–2019 гг.) до 3 % (2020–2022 гг.).

Для полноты исследования рассмотрим данные по виду исправительного учреждения при лишении свободы, определенного для отбытия наказания осужденным за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека (двух и более лиц), в том числе лицом, находящимся в состоянии опьянения (табл. 3).

Таблица 1

Основные демографические признаки осужденных по частям 4 и 6 ст. 264 УК РФ за период с 2017 по 2022 г. (временные интервалы 2017–2019 и 2020–2022 гг.)

Годы

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Осуждено по ч. 4 ст. 264 УК РФ

1 047

946

848

868

997

1 078

Осуждено по ч. 6 ст. 264 УК РФ

152

123

121

83

120

114

Всего осуждено по ч. 4 и 6 ст. 264 УК РФ

1 199

1 069

969

951

1 117

1 192

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

В том числе женщин

41 (3,4 %)

24 (2,2 %)

39

(4 %)

44 (4,6 %)

61 (5,4 %)

74 (6,2 %)

Возраст:

14–17 лет

4

3

6

9

16

17

0,3 %

0,3 %

0,6 %

0,9 %

1,4 %

1,4 %

18–24 года

209

160

152

155

180

180

17,4 %

14,9 %

15,7 %

16,3 %

16,1 %

15,1 %

25–29 лет

251

221

206

156

202

204

20,9 %

20,6 %

21,2 %

16,4 %

18 %

17,1 %

30–49 лет

640

583

509

521

617

649

53,3 %

54,5 %

52,5 %

54,8 %

55,2 %

54,4 %

50 лет и старше

95 (7,9 %)

102 (9,5 %)

96

(9,9 %)

110 (11,5 %)

102 (9,1 %)

142

(12 %)

пенсионного возраста

(мужчин и женщин)

21 (1,7 %)

26 (2,4 %)

27 (2,8 %)

27 (2,8 %)

33 (2,9 %)

36 (3 %)

Образование:

Высшее, неоконч. высшее

187

135

156

128

150

179

15,6 %

12,6 %

16 %

13,4 %

13,4 %

15 %

Среднее специальное

513

443

385

382

473

470

42,7 %

41,4 %

39,7 %

40 %

42,3 %

39,4 %

Среднее общее

353

355

326

306

350

396

29,4 %

33,2 %

33,6 %

32 %

31,3 %

33,2 %

Основное общее, начальное

146

136

102

135

144

172

12,1 %

12,7 %

10,5 %

14,2 %

12,9 %

14,4 %

Род занятий:

Рабочие

435

383

306

339

414

452

36,2 %

35,8 %

31,5 %

35,6 %

37 %

38 %

Работники сельского хозяйства

10

8

9

5

6

9

0,8 %

0,7 %

0,9 %

0,5 %

0,5 %

0,7 %

Государственные и муниципальные служащие

8

5

3

2

4

5

0,6 %

0,4 %

0,3 %

0,2 %

0,3 %

0,4 %

Служащие коммерческой или иной организации

58

42

46

47

51

42

4,8 %

3,9 %

4,7 %

5 %

4,5 %

0,3 %

Лица, осуществляющие предпр. деятельность или участвующие в предпр. деятельности

25

26

17

28

18

17

2 %

2,4 %

1,7 %

3 %

1,6 %

1,4 %

Учащиеся, студенты

25

16

30

18

33

34

2 %

1,5 %

3 %

1,9 %

2,9 %

2,8 %

Нетрудоспособные неработающие

35

41

34

33

37

39

2,9 %

3,8 %

3,5 %

3,4 %

3,3 %

3,3 %

Трудоспособные без определенных занятий

549

494

473

433

485

520

45,7 %

46,2 %

48,8 %

45,5 %

43,4 %

43,6 %

Безработные

5

8

11

8

7

6

0,4 %

0,7 %

1,1 %

0,8 %

0,6 %

0,5 %

Лица прочих занятий

49 (4 %)

46 (4,3 %)

40 (4,1 %)

38

(4 %)

62 (5,5 %)

68 (5,7 %)

Примечание: составлено автором по [3].

Таблица 2

Результаты рассмотрения уголовных дел с учетом наказания по частям 4 и 6 ст. 264 УК РФ за период с 2017 по 2022 г. (временные интервалы 2017–2019 и 2020–2022 гг.)

Годы

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Количество осужденных
по ч. 4 ст. 264 УК РФ

1 047

946

848

868

997

1 078

Количество осужденных
по ч. 6 ст. 264 УК РФ

152

123

121

83

120

114

Всего осуждено по части 4 и 6 ст. 264 УК РФ

1 199

1 063

969

951

1 117

1 192

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

Совершили преступления в состоянии опьянения либо под воздействием:

алкоголя

1 058 (88,2 %)

931
(87,6 %)

829

(85,6 %)

782 (82,2 %)

848
(76 %)

921 (77,2 %)

наркотиков

46 (3,8 %)

54 (5 %)

47 (4,8 %)

38 (4 %)

50 (4,5 %)

52 (4,3 %)

психотропных веществ

2 (0,16 %)

1 (0,09 %)

0

0

1 (0,08 %)

2 (0,16 %)

сильнодействующих веществ

1 (0,08 %)

0

0

0

0

0

иного опьянения

5 (0,4 %)

5 (0,5 %)

10 (1 %)

3 (0,3 %)

9 (0,8 %)

7 (0,6 %)

новых потенциально опасных психоактивных веществ

0

0

0

0

0

0

Сроки лишения свободы:

до 1 года вкл.

7 (0,7 %)

11 (1,2 %)

7 (0,8 %)

3 (0,3 %)

1 (0,1 %)

8 (0,7 %)

свыше 1 – до 2 лет вкл.

136 (13,2 %)

145 (15,7 %)

103 (12,2 %)

25
(3 %)

21
(2,1 %)

13
(1,2 %)

свыше 2 – до 3 лет вкл.

468 (45,6 %)

431 (46,7 %)

372 (44,3 %)

146
(17,5 %)

86
(8,6 %)

69
(6,2 %)

свыше 3 – до 5 лет вкл.

354 (34,5 %)

279 (30,2 %)

287 (34,2 %)

332 (39,7 %)

329
(33 %)

362
(33 %)

свыше 5 – до 8 лет вкл.

59
(5,7 %)

55
(6 %)

66
(7,8 %)

297 (35,5 %)

491
(49 %)

567 (51,7 %)

свыше 8 – до 10 лет вкл.

1 (0,09 %)

1 (0,1 %)

4 (0,5 %)

28 (3,3 %)

63 (6,3 %)

68 (6,2 %)

свыше 10 – до 15 лет вкл.

0

0

0

4 (0,5 %)

8 (0,8 %)

10 (0,9 %)

свыше 15 – до 20 лет вкл.

0

0

0

0

0

0

Лишение свободы (всего)

1 025 (85,5 %)

922 (86,7 %)

839 (86,6 %)

835 (87,8 %)

999 (89,4 %)

1 097 (92 %)

Условно осуждены к лишению свободы

170 (14,1 %)

142 (13,2 %)

127
(13 %)

115
(12 %)

115 (10,3 %)

92
(7,7 %)

Ограничение свободы

1

2

2

0

0

0

Исправительные работы

1

0

0

0

0

0

Обязательные работы

0

0

0

0

0

0

Лишение права
занимать опр. должности или заниматься определенной деятельностью (основное наказание)

0

0

0

0

0

0

Штраф (основное наказание)

1

0

1

0

0

0

Прекращено (по всем предусмотренным законом основаниям)

77 (6,4 %)

69 (6,5 %)

71 (7,3 %)

34 (3,6 %)

34 (3 %)

27 (2,2 %)

Оправдано

1 (0,08 %)

0

1 (0,1 %)

1 (0,1 %)

3 (0,2 %)

0

По приговору освобождено от наказания (по всем предусмотренным законом основаниям)

1 (0,08 %)

2 (0,2 %)

0

1 (0,1 %)

3 (0,2 %)

3 (0,2 %)

Примечание: составлено автором по [3].

Таблица 3

Вид исправительного учреждения, определенного для отбытия наказания осужденным по ч. 4 и 6 ст. 264 УК РФ

 

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Всего осуждено за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, в том числе лицом, находящимся в состоянии опьянения. Ст. 264 ч. 3, 4 и 264 ч. 2 старой редакции

3 687

3 435

3 177

2 792

3 032

3 234

Всего осуждено за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, в том числе лицом, находящимся в состоянии опьянения. Ст. 264 ч. 5, 6 и 264 ч. 3 старой редакции

598

556

493

388

436

469

воспитательная колония общего режима

0

2

6

4

9

8

не определен в связи с отсрочкой исполнения приговора или фактическим отбытием наказания

64

57

27

42

38

47

колония-поселение

2 371

2 180

2 016

1 537

1 648

1 847

колония общего режима

216

186

214

324

429

416

колония строгого режима

31

25

29

32

30

21

колония особого режима

0

0

1

2

2

1

отбывание в тюрьме

0

0

0

0

0

0

Примечание: составлено автором по [3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе анализа статистических данных автором сделаны выводы о состоянии преступности в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта в России за период с 2015 по 2022 г., в том числе о количестве погибших и раненых в ДТП в России за период времени с 2015 по 2022 г., составлен криминологический портрет осужденных по частям 4 и 6 ст. 264 УК РФ, выявлены закономерности об ужесточении наказания к лицам, совершившим данные преступления. Следует отметить, что для предотвращения преступлений в сфере дорожного движения и управления транспортными средствами ключевыми мерами должно быть нравственное воспитание личности. Этого можно достичь путем проведения соответствующих мероприятий в рамках семьи, рабочего коллектива и образовательных организаций. Уже с детства следует прививать негативное отношение к алкоголизму и наркомании, осознавая их разрушительное воздействие не только на физическое здоровье, но и на моральную сторону личности. Воспитание также должно быть направлено на формирование правового мировоззрения, понимание неотвратимости наказания и принятия личной ответственности за свои поступки, независимо от социального статуса и положения в обществе.

Полученные нами выводы могут способствовать дальнейшим научным исследованиям в данном направлении и пополняют уже имеющиеся научные знания по данной проблематике.

На основании вышеизложенного подведем некоторые итоги.

  1. Среди лиц, совершивших преступления, связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта, преобладают мужчины (около 95,5 %), доля женщин примерно 4,5 %.
  2. Наибольшая частота зарегистрированных преступлений приходится на возрастную группу от 30 до 49 лет, их доля составляет 54,3 %; на возрастную группу 25–29 лет приходится 18,3 %; на возрастную группу от 18 до 24 лет – 15,8 %, на возрастную группу от 50 лет и старше – 10,4 % (при этом на пенсионеров приходится около 3 %). Наименее криминально активными можно считать возрастную группу от 14 до 17 лет – 0,9 %.
  3. Уровень образования указанной категории лиц достаточно высокий (высшее и неоконченное высшее образование имеют 14,5 % лиц), многие имеют среднее, среднее специальное образование. При этом уровень образования не является значительным фактором, влияющим на обеспечение безопасности дорожного движения.
  4. Около 81,7 % осужденных по ч. 4 и ч. 6 ст. 264 УК совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения, 4,4 % – в состоянии наркотического опьянения.
  5. Криминологический портрет личности преступника, осужденного по частям 4, 6 ст. 264 УК РФ в 2017–2019 гг., аналогичен (до высокой степени схож) с портретом личности осужденного за данное преступление в 2020–2022 гг.
  6. За преступление, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 и ч. 6 ст. 264 УК РФ, с 2017 по 2022 г. был осужден 6 491 человек, из них к лишению свободы – 5 717 человек (88 %), условно к лишению свободы за тот же период – 761 человек, что составляет 11,7 %, прекращено в общей сложности 312 уголовных дел и оправдано 3 человека (0,04 %).
  7. Заметна тенденция к ужесточению наказания, что выражается в том, что во временном периоде 2017–2019 гг. наблюдалась следующая картина. Наказания в виде лишения свободы со сроком лишения свободы от 1 до 2 лет составляли 13,7 %, в 2020–2022 гг. этот же срок получил 2,1 %, при этом произошел заметный рост назначения наказаний в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет. В 2017–2019 гг. – 6,5 %, а в 2020–2022 гг. – 45,4 %, то есть суды начали назначать данное наказание в 7 раз чаще, из чего следует вывод об ужесточении государственной политики в контексте наказания в виде лишения свободы. Также обращает на себя внимание количество прекращенных уголовных дел (в процентном соотношении, по всем основаниям), которое уменьшилось с 6,7 % (2017–2019 гг.) до 3 % (2020–2022 гг.).
  8. При выборе вида исправительного учреждения при лишении свободы, определенного для отбытия наказания осужденным по ч. 3, 4 ст. 264 ч. 2 ст. 264 в старой редакции УК РФ, а также по ч. 5, 6 ст. 264 и ч. 3 ст. 264 в старой редакции УК РФ, преобладает колония-поселение, на колонию общего режима приходится около 7 %.

Список литературы

1. Показатели состояния безопасности дорожного движения. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 16.03.2024).

2. Кабанов П. А., Магизов Р. Р. Современная криминология как наука и учебная дисциплина. Казань : Казанский федеральный университет, 2017. 106 с.

3. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/?id=79 (дата обращения: 16.03.2024).

4. Марданов А. Б. Причинившие смерть по неосторожности… URL: https://www.advgazeta.ru/mneniya/prichinivshie-smert-po-neostorozhnosti/?ysclid=lv3r9dyd3d721176819 (дата обращения: 16.03.2024).

5. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М. : Акад. наук СССР, 1959. 354 с.

6. Murray H. A. Explorations in personality. New York : Oxford University Press, 1938. 790 p.

7. Дагель П. С. Учение о личности преступника в советском уголовном праве. Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1970. 132 с.

8. Алексеев А. И. Криминология : курс лекций. 4-е изд., испр. и доп. М. : Щит-М, 2004. 314 с.

9. Марданов А. Б. Криминальная экономическая антропология как направление отечественной криминологии. СПб. : Юридический центр, 2014. 183 с.

10. Ольков С. Г. О разъяснении природы уголовно-правовых отношений // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2019. Т. 10, № 2. С. 128–142.

11. Дядькин Д. С. Процесс назначения уголовного наказания как объект управления // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. № 3–2. С. 39–41.


Об авторе

А. Б. Марданов
Сургутский государственный университет, Сургут; ООО «Марданов и Партнеры», Нефтеюганск
Россия

кандидат юридических наук, доцент, адвокат, управляющий партнер адвокатской конторы



Рецензия

Для цитирования:


Марданов А.Б. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ПО ЧАСТЯМ 4 И 6 СТАТЬИ 264 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Вестник Сургутского государственного университета. 2024;12(2):113-121. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-2-12

For citation:


Mardanov A.B. CRIMINOLOGICAL PROFILE OF CONVICTS UNDER ARTICLE 264, PARTS 4 AND 6 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION. Surgut State University Journal. 2024;12(2):113-121. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-2-12

Просмотров: 76


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3455 (Online)