Preview

Вестник Сургутского государственного университета

Расширенный поиск

Построение модели компетенций с использованием функционально-стоимостного анализа на примере кладовщика

https://doi.org/10.35266/2949-3455-2025-1-6

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Данная статья посвящена проблемам соответствия квалификации сотрудника и его выполняемым функциям. Цель данной статьи – сочетание технологии анализа структуры бизнес-процессов и функционально-стоимостного метода для оптимизации работы сотрудника складского хозяйства. Рассматривается гипотеза возможности применения двух направлений анализа: сверху вниз –анализ бизнес-процессов подразделения и снизу вверх – анализ соответствия выполняемых функций и модели компетенций для сотрудника. В статье инструменты выделения и анализа бизнес-процессов, функционально-стоимостного анализа применяются на примере функций сотрудника склада – кладовщика. В рамках исследования было построено несколько моделей: структура бизнес-процессов подразделения, матрица ответственности сотрудников по функциям/бизнес-процессам, функционально-стоимостная модель, структура компетенций кладовщика. На основании анализа моделей и перекрестного сравнения были выделены проблемы, связанные с некорректной структурой бизнес-процессов и несоответствием компетенций кладовщика. Для решения проблем предложено альтернативное выделение бизнес-процессов без кардинального изменения структуры ответственности подразделения и модель компетенций с показателями оценки для сотрудника. В результате формируется более сбалансированная функционально-стоимостная диаграмма кладовщика, новые компетенции и показатели для оценки эффективности работы сотрудника. Данный подход позволяет провести системный анализ работы подразделения, оценить вклад сотрудника и учесть дополнительные факторы, влияющие на выполнение показателей всего подразделения

Для цитирования:


Минеева Т.А., Кузнецова Н.А., Калинина Н.Е. Построение модели компетенций с использованием функционально-стоимостного анализа на примере кладовщика. Вестник Сургутского государственного университета. 2025;13(1):53-60. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2025-1-6

For citation:


Mineeva T.A., Kuznetsova N.A., Kalinina N.E. Competency model creation using function cost analysis on example of storekeeper. Surgut State University Journal. 2025;13(1):53-60. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2025-1-6

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «компетенция» сегодня широко используется как в учебных заведениях для описания результатов обучения, так и на предприятиях – для формирования требований к специалистам. Причем если в учебных заведениях этот термин является наследником для совокупности «знать – уметь – владеть» и более-менее понятно его наполнение, то в контексте производственного подразделения возникают проблемы, связанные с разрывом между требованиями к должности – выполняемыми функциями и оценкой качества работы. В статье предлагается анализ бизнес-процессов складского подразделения и функционально-стоимостный анализ модели компетенций его сотрудника – кладовщика. По результатам разрабатывается новая модель.

Актуальность работы заключается в разработке модели компетенций на основании сочетания двух точек зрения: бизнес-процессов подразделения и структуры ответственности сотрудника. Авторами предлагается использование функционально-стоимостного анализа для оценки корректности текущей модели компетенций.

Целью настоящего исследования является обоснование построения модели профессиональных компетенций специалиста подразделения наукоемкого производства, отвечающей требованиям цифровой индустрии, создающей принципиально новые бизнес-модели, социальные и организационно-экономические механизмы, инновационные экосистемы.

Стандартно под моделью профессиональных компетенций исследователи понимают [1–12]: описательную характеристику качеств и профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков специалиста, способного решать практические задачи и выполнять необходимые трудовые функции в определенной сфере, а также соответствовать требованиям рынка труда. В рамках исследований предлагаются классификации компетенций и построение модели [1–8]. Как иллюстрация авторами разрабатываются модели с привязкой к специалисту (например, в работе И. Н. Иванова [3] предлагается модель для бухгалтера, а в работах Е. Е. Василенко [4] и М. С. Блохина [5] – для менеджера) или универсальные модели [7][8].

Авторами работ [11][12] рассматривается дополнительная функция использования модели компетенций как управление профессиональными знаниями. На основании данной модели строятся процессы отчуждения, формализации и повышения эффективности использования профессиональных знаний.

Настоящее исследование позволяет представить эффективную модель построения компетенций благодаря параллельному использованию функционально-стоимостного метода и анализа бизнес-процессов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Методологической основой исследования решения поставленных задач, определенных целью работы, являются системный, методический подход к оценке работы кладовщика машиностроительного предприятия, структурно-логический анализ.

Преимущества использования функционально-стоимостного анализа для построения модели компетенций состоят в возможности сопоставления трудовых затрат и их значимости для выполняемых функций. Построение функционально-логических, структурных и объектных моделей позволяет выявить требования к компетенциям для работника склада. Возможность рассмотреть функции подразделений и зоны их контроля в разных представлениях дает дополнительные идеи для оптимизации работы как подразделения в целом, так и отдельного сотрудника.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На машиностроительном предприятии «АЛЬФА» проблемным участком (зоной) в сфере управления служат работы, связанные со складской деятельностью. Анализ трудоемкости реализации отдельных операций складирования показал, что ряд работ обладает значительной трудоемкостью. К таким работам на анализируемом объекте относится оперативный учет движения товарно-материальных ценностей (далее по тексту – ТМЦ). Значительная трудоемкость связана с недостаточной автоматизацией обработки документов, таких как: дефектные ведомости, акты на ремонт и списание, приходно-расходные документы и т. д.

Одной из проблем по учету материалов вместе со снижением трудоемкости является необходимость создать условия для своевременного и надежного направления в производство заказанных материалов. Решение данной задачи при недостаточной автоматизации невозможно.

Цель данного исследования – анализ и корректировка функционала сотрудника с разных позиций: текущая работа, результаты работы подразделения, квалификация сотрудника и оценка эффективности его работы. Рассматривается гипотеза: сочетание анализа бизнес-процессов подразделения и функционально-стоимостного анализа помогает оптимизировать работу сотрудника.

Был проведен анализ структуры бизнес-процессов и распределения задач между сотрудниками склада (табл. 1), выделены следующие проблемы.

  1. В качестве бизнес-процессов выделены задачи, которые не обладают целостностью. Например, «подготовка отчетов», «контроль наличия расходных материалов» и т. д. Это приводит к увеличению незавершенных задач и отсутствию конечного ответственного.
  2. Перегрузка начальника отдела дублирующими и мелкими задачами. Например, «осуществление документального контроля», «ведение учета ТМЦ в бумажном и электронном виде». Начальник отдела не успевает заниматься управленческими функциями, что приводит к снижению эффективности принимаемых решений.
  3. Частичное дублирование: «подготовка отчетов» и «осуществление документального контроля». Тут проблема «лишнего» ответственного – непонятно, кто за что отвечает.
  4. Параллельное создание запросов, заявок в информационной системе и бумажном виде. Появляется разница в документах, что приводит к ошибкам в учете движения ТМЦ.

На основании построенной структурно-элементной схемы была проведена классификация функций и расчет затрат и значимости функций для кладовщика (рис. 1).

Значимость и трудозатраты почти совпадают только у функции «Выдача ТМЦ». Причем у функций «Приемка ТМЦ», «Оперативный учет ТМЦ» и «Контроль над состоянием запасов ТМЦ» перекос в сторону значимости, а в функции «Хранение ТМЦ» – в трудозатраты. По данной диаграмме видна большая разбалансировка значимости и трудоемкости, что приводит к проблемам с оценкой эффективности работы сотрудников и мотивацией.

Была проведена перегруппировка задач в рамках текущего функционала и выделены новые бизнес-процессы. Что привело к новому распределению ответственности между сотрудниками склада (табл. 2).

На основании новой матрицы ответственности изменилась и функционально-стоимостная диаграмма состояния функций кладовщика (рис. 2).

Таблица 1

Текущая матрица ответственности сотрудников склада

Функция склада

Бизнес-процессы

Начальник

Оператор

Кладовщик

Грузчик

Управление складом

Общее руководство складом

ОИ

Осуществление документального контроля

О

И

Подготовка отчетов

ОИ

Управление складскими операциями

О

И

Взаимодействие с контрагентами

Обеспечение взаимодействия с внутренними и внешними контрагентами

ОИ

И

Учет рабочего времени

Контроль учета рабочего времени сотрудников

ОИ

Ведение учета рабочего времени

ОИ

Учет материалов, ТМЦ

Контроль наличия расходных материалов

О

И

Распечатка документов по перемещению ТМЦ

ОИ

Ведение учета ТМЦ в электронном и бумажном виде на всех стадиях нахождения на складе

О

ОИ

Приемка и выдача ТМЦ

ОИ

И

Хранение ТМЦ

ОИ

Оперативный учет движения ТМЦ

ОИ

Контроль над состоянием запасов ТМЦ. Выполняют погрузку, разгрузку ТМЦ

О

И

Перемещение ТМЦ внутри склада и за его пределами

О

И

Подготовка отчетов

ОИ

Работа с оборудованием

Своевременное обслуживание погрузочно-разгрузочной техники

О

И

Контроль состояния техники

О

И

Примечание: О – ответственный, И – исполнитель.

Составлено авторами.

Рис. 1. Функционально-стоимостная диаграмма текущего состояния функций кладовщика

Примечание: составлено авторами.

Таблица 2

Новая матрица ответственности сотрудников склада

Функция склада

Бизнес-процессы

Начальник

Оператор

Кладовщик

Грузчик

Управление складом

Общее руководство складом

ОИ

Ведение документооборота

О

И

И

Управление складскими операциями

О

И

Ведение учета рабочего времени

О

И

И

Взаимодействие с контрагентами

Обеспечение взаимодействия с внутренними и внешними контрагентами

ОИ

И

Учет материалов, ТМЦ

Ведение учета ТМЦ в электронном и бумажном виде на всех стадиях нахождения на складе

О

И

И

Приемка, хранение и выдача ТМЦ

О

И

И

Перемещение ТМЦ внутри склада и за его пределами

О

И

Работа с оборудованием

Обслуживание погрузочно-разгрузочной техники

О

И

Контроль состояния техники

О

И

Примечание: О – ответственный, И – исполнитель.

Составлено авторами.

Рис. 2. Функционально-стоимостная диаграмма нового распределения функций кладовщика

Примечание: составлено авторами.

При анализе функционально-стоимостной диаграммы видно, что наибольшее рассогласование у функции «Приемка, хранение и выдача ТМЦ» в сторону избыточной трудоемкости. У функций «Ведение учета ТМЦ ...», «Ведение документооборота», «Ведение учета рабочего времени» перекос идет в сторону значимости. Данное рассогласование можно скорректировать за счет изменения требований к квалификации кладовщика и введением новых показателей эффективности работы сотрудника.

Если мы начинаем смотреть требования к должности кладовщика и его компетенции, данные рассогласования становятся понятными. Список требований:

– знать основы документооборота;

– проверять качество принимаемых и отпускаемых товаров, сверять их с сопроводительными документами;

– разбираться в ассортименте продукции и требованиях к условиям хранения;

– следить за исправностью рабочего оборудования и инструментов;

– проводить инвентаризацию ТМЦ, докладывать о результатах проверки руководству предприятия.

В компетенциях нет ссылок на используемые технологии, автоматизированный учет и уровень принимаемых решений.

Нами предлагается новый список компетенций для оценки работы кладовщика:

– способен собирать, обрабатывать, анализировать, передавать данные и информацию с использованием цифровых средств для эффективного решения поставленных задач с учетом требований информационной безопасности;

– способен самостоятельно ставить, формализовывать и решать задачи, относящиеся к работе склада, используя методы учета, мониторинга, контроля, направленные на функции поступления, проверки наличия и отгрузки ТМЦ;

– способен осуществлять контроль работы оборудования и инструментов.

Для оценки работы кладовщика предлагаем следующие показатели:

– количество подготовленных документов в течение месяца, доля электронных документов, доля документов в двух видах (электронном и бумажном);

– время на заведение ТМЦ в систему учета, количество несоответствий между бумажным и электронным учетом;

– трудоемкость перемещения ТМЦ;

– трудоемкость для операций приемки, хранения и выдачи ТМЦ;

– оборот ТМЦ на складе.

В результате происходит корректировка работы кладовщика по текущим функциям. В качестве дополнительного преимущества получаем формирование системного мышления у сотрудника и повышение его ответственности к результатам работы.

Далее предлагается последовательность выполнения исследования. Анализ предлагается проводить по двум параллельным направлениям: функции и бизнес-процессы подразделения; задачи и эффективность работы кладовщика.

Сформулируем основные этапы анализа работы склада:

  1. Выделяется система для проведения анализа. Строится организационная структура с распределением задач по сотрудникам предприятия. С помощью системного анализа выполняется группировка задач по функциям / направлениям деятельности.
  2. Проводится опрос сотрудников и определяются зоны исполнения и ответственности. В результате получаем матрицу ответственности подразделения. При опросе обычно возникают пересечения с ответственностью сотрудников: у нескольких сотрудников стоит ответственность за одну и ту же задачу. Например, за задачу «Подготовка отчетов» может быть несколько ответственных – это тоже является ошибкой и необходима корректировка.
  3. Список задач анализируется с позиции правильности выделения бизнес-процессов по критериям: целостность, завершенность, соответствие границам подразделения. По результатам происходит изменение бизнес-процессов и, следовательно, задач сотрудников. Тогда формируется новая матрица ответственности.

Параллельно анализируем работу кладовщика на основании его функций и матриц ответственности.

  1. В качестве начальной точки берем функции кладовщика из первоначальной матрицы ответственности. Проводим анализ методом функционально-стоимостного анализа (ФСА). По терминологии ФСА она является структурно-элементной моделью.
  2. Для выделенных функций определяется значимость, длительность выполнения. Значимость получается методом экспертных оценок, а длительность – на основании наблюдений и протоколов выполнения задач. Составляем функционально-стоимостную диаграмму функций. При ее анализе видны точки рассогласования.
  3. Аналогичную процедуру проводим для новой матрицы ответственности и, соответственно, нового функционала кладовщика. Количество точек рассогласования уменьшается и задачи сотрудника становятся более целостными с позиции получения результата.
  4. Далее анализируем требования к работе и текущие технологии. В контексте измененного функционала требуется корректировка и технологий, и компетенций сотрудника.
  5. В качестве результата предлагается изменить показатели оценки работы сотрудника, чтобы они соответствовали новым компетенциям и технологиям.

Логика предлагаемого исследования начинается с анализа структуры функций и бизнес-процессов подразделения. Анализ проводится с двух направлений: от функций подразделения и работы одного сотрудника. Наши предложения касаются общего выделения бизнес-процесс, перераспределения ответственности/исполнения и повышения эффективности работы кладовщика за счет корректировки его задач, компетенций, показателей эффективности работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новая концепция анализа эффективности работы сотрудника предполагает рассмотрение работы с нескольких точек зрения: мы выделяем и анализируем бизнес-процессы подразделения на уровне общей структуры и распределения ответственности – это дает системный взгляд на работу подразделения в целом и возможные проблемные зоны; строим функционально-стоимостную модель функций сотрудника и видим соотношение значимость – затраты по всем функциям – это дает оценку работы одного сотрудника и понимание, какие процессы зависят от него индивидуально, а какие связаны с работой подразделения. Предложено изменение структуры бизнес-процессов подразделения, компетенций для кладовщика и новые показатели для оценки работы. В результате произойдет изменение структуры ответственности подразделения и корректировка квалификации кладовщика.

Таким образом, сочетание методов анализа бизнес-процессов и функционально-стоимостного анализа позволяет выявить проблемные функции работы подразделения благодаря построению функционально-стоимостной диаграммы. Взаимодействие методов обеспечивает не только снижение затрат, но и оптимизирует соотношение «значимость – затраты». Это позволяет создать новую концепцию системы управления, которая является более эффективной. Можно говорить о том, что функционально-стоимостной анализ повышает эффективность работы подразделения.

Список литературы

1. Антонов Н. В., Афанасьев М. В., Куницына С. М. Модели оценки отклонений компетенций персонала организации от требований трудовых функций // Современный ученый. 2022. № 6. С. 264–269.

2. Юлаева В. А., Рудакова О. В. Использование модели компетенций для оценки персонала: отечественный и зарубежный подход // Вестник аграрной науки. 2022. № 6. С. 150–155.

3. Иванов И. Н., Лукьянова Т. В. Разработка модели компетенций: подходы и реализация // Вестник университета. 2019. № 1. С. 14–21. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-1-14-21.

4. Василенко Е. Е., Жердев С. С., Щёголева Т. В. Построение модели профессиональных компетенций менеджера наукоемкого производства // Цифровая и отраслевая экономика. 2022. № 2. С. 82–91.

5. Блохина М. С. Модель инновационных компетенций руководителя коммерческой организации // Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 3. С. 31–37.

6. Казакова С. Н., Ярковская Т. В., Решетникова А. С. Модель компетенций и инструментарий для их оценки // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2021. № 1. С 172–181. https://doi.org/10.37691/2311-5351-2021-0-1-172-181.

7. Этуев Х. Х., Соколова С. К., Шупаев А. В. и др. Модель и матрица компетенций, актуальных для цифровой экономики // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С. 284–297. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.27.

8. Шарипова О. М. Модель компетенций для персонала в условиях цифровизации и Индустрии 4.0 // Креативная экономика. 2019. Т. 13, № 12. С. 2411–2420. https://doi.org/10.18334/ce.13.12.41520.

9. Тепавичарова М., Дикова Л., Яворска М. и др. Разработка модели компетенций для управления персоналом в горнодобывающем секторе // Экономика и управление инновациями. 2020. № 4. С. 66–79. https://doi.org/10.26730/2587-5574-2020-4-66-79.

10. Герасименко О. В. Формирование модели компетенций как фактор развития персонала компании // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований». 2023. № 1. С. 32–37. https://doi.org/10.24412/1994-3776-2023-1-32-37.

11. Катаргина Н. А. Разработка модели компетенций персонала организации в контексте формирования экономики знаний // Экономика. Профессия. Бизнес. 2019. № 4. С. 31–36. https://doi.org/10.14258/epb201944.

12. Шевелева О. Е., Добрынин В. Н., Гончарова Я. А. Концептуальная модель оценки компетенций и знаний // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2023. Т. 12, № 2. С. 60–67.


Об авторах

Т. А. Минеева
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург
Россия

кандидат экономических наук, доцент



Н. А. Кузнецова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург
Россия

старший преподаватель



Н. Е. Калинина
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург
Россия

кандидат экономических наук, доцент



Рецензия

Для цитирования:


Минеева Т.А., Кузнецова Н.А., Калинина Н.Е. Построение модели компетенций с использованием функционально-стоимостного анализа на примере кладовщика. Вестник Сургутского государственного университета. 2025;13(1):53-60. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2025-1-6

For citation:


Mineeva T.A., Kuznetsova N.A., Kalinina N.E. Competency model creation using function cost analysis on example of storekeeper. Surgut State University Journal. 2025;13(1):53-60. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2025-1-6

Просмотров: 114


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3455 (Online)