Перейти к:
Построение модели компетенций с использованием функционально-стоимостного анализа на примере кладовщика
https://doi.org/10.35266/2949-3455-2025-1-6
Аннотация
Данная статья посвящена проблемам соответствия квалификации сотрудника и его выполняемым функциям. Цель данной статьи – сочетание технологии анализа структуры бизнес-процессов и функционально-стоимостного метода для оптимизации работы сотрудника складского хозяйства. Рассматривается гипотеза возможности применения двух направлений анализа: сверху вниз –анализ бизнес-процессов подразделения и снизу вверх – анализ соответствия выполняемых функций и модели компетенций для сотрудника. В статье инструменты выделения и анализа бизнес-процессов, функционально-стоимостного анализа применяются на примере функций сотрудника склада – кладовщика. В рамках исследования было построено несколько моделей: структура бизнес-процессов подразделения, матрица ответственности сотрудников по функциям/бизнес-процессам, функционально-стоимостная модель, структура компетенций кладовщика. На основании анализа моделей и перекрестного сравнения были выделены проблемы, связанные с некорректной структурой бизнес-процессов и несоответствием компетенций кладовщика. Для решения проблем предложено альтернативное выделение бизнес-процессов без кардинального изменения структуры ответственности подразделения и модель компетенций с показателями оценки для сотрудника. В результате формируется более сбалансированная функционально-стоимостная диаграмма кладовщика, новые компетенции и показатели для оценки эффективности работы сотрудника. Данный подход позволяет провести системный анализ работы подразделения, оценить вклад сотрудника и учесть дополнительные факторы, влияющие на выполнение показателей всего подразделения
Ключевые слова
Для цитирования:
Минеева Т.А., Кузнецова Н.А., Калинина Н.Е. Построение модели компетенций с использованием функционально-стоимостного анализа на примере кладовщика. Вестник Сургутского государственного университета. 2025;13(1):53-60. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2025-1-6
For citation:
Mineeva T.A., Kuznetsova N.A., Kalinina N.E. Competency model creation using function cost analysis on example of storekeeper. Surgut State University Journal. 2025;13(1):53-60. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2025-1-6
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «компетенция» сегодня широко используется как в учебных заведениях для описания результатов обучения, так и на предприятиях – для формирования требований к специалистам. Причем если в учебных заведениях этот термин является наследником для совокупности «знать – уметь – владеть» и более-менее понятно его наполнение, то в контексте производственного подразделения возникают проблемы, связанные с разрывом между требованиями к должности – выполняемыми функциями и оценкой качества работы. В статье предлагается анализ бизнес-процессов складского подразделения и функционально-стоимостный анализ модели компетенций его сотрудника – кладовщика. По результатам разрабатывается новая модель.
Актуальность работы заключается в разработке модели компетенций на основании сочетания двух точек зрения: бизнес-процессов подразделения и структуры ответственности сотрудника. Авторами предлагается использование функционально-стоимостного анализа для оценки корректности текущей модели компетенций.
Целью настоящего исследования является обоснование построения модели профессиональных компетенций специалиста подразделения наукоемкого производства, отвечающей требованиям цифровой индустрии, создающей принципиально новые бизнес-модели, социальные и организационно-экономические механизмы, инновационные экосистемы.
Стандартно под моделью профессиональных компетенций исследователи понимают [1–12]: описательную характеристику качеств и профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков специалиста, способного решать практические задачи и выполнять необходимые трудовые функции в определенной сфере, а также соответствовать требованиям рынка труда. В рамках исследований предлагаются классификации компетенций и построение модели [1–8]. Как иллюстрация авторами разрабатываются модели с привязкой к специалисту (например, в работе И. Н. Иванова [3] предлагается модель для бухгалтера, а в работах Е. Е. Василенко [4] и М. С. Блохина [5] – для менеджера) или универсальные модели [7][8].
Авторами работ [11][12] рассматривается дополнительная функция использования модели компетенций как управление профессиональными знаниями. На основании данной модели строятся процессы отчуждения, формализации и повышения эффективности использования профессиональных знаний.
Настоящее исследование позволяет представить эффективную модель построения компетенций благодаря параллельному использованию функционально-стоимостного метода и анализа бизнес-процессов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Методологической основой исследования решения поставленных задач, определенных целью работы, являются системный, методический подход к оценке работы кладовщика машиностроительного предприятия, структурно-логический анализ.
Преимущества использования функционально-стоимостного анализа для построения модели компетенций состоят в возможности сопоставления трудовых затрат и их значимости для выполняемых функций. Построение функционально-логических, структурных и объектных моделей позволяет выявить требования к компетенциям для работника склада. Возможность рассмотреть функции подразделений и зоны их контроля в разных представлениях дает дополнительные идеи для оптимизации работы как подразделения в целом, так и отдельного сотрудника.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На машиностроительном предприятии «АЛЬФА» проблемным участком (зоной) в сфере управления служат работы, связанные со складской деятельностью. Анализ трудоемкости реализации отдельных операций складирования показал, что ряд работ обладает значительной трудоемкостью. К таким работам на анализируемом объекте относится оперативный учет движения товарно-материальных ценностей (далее по тексту – ТМЦ). Значительная трудоемкость связана с недостаточной автоматизацией обработки документов, таких как: дефектные ведомости, акты на ремонт и списание, приходно-расходные документы и т. д.
Одной из проблем по учету материалов вместе со снижением трудоемкости является необходимость создать условия для своевременного и надежного направления в производство заказанных материалов. Решение данной задачи при недостаточной автоматизации невозможно.
Цель данного исследования – анализ и корректировка функционала сотрудника с разных позиций: текущая работа, результаты работы подразделения, квалификация сотрудника и оценка эффективности его работы. Рассматривается гипотеза: сочетание анализа бизнес-процессов подразделения и функционально-стоимостного анализа помогает оптимизировать работу сотрудника.
Был проведен анализ структуры бизнес-процессов и распределения задач между сотрудниками склада (табл. 1), выделены следующие проблемы.
- В качестве бизнес-процессов выделены задачи, которые не обладают целостностью. Например, «подготовка отчетов», «контроль наличия расходных материалов» и т. д. Это приводит к увеличению незавершенных задач и отсутствию конечного ответственного.
- Перегрузка начальника отдела дублирующими и мелкими задачами. Например, «осуществление документального контроля», «ведение учета ТМЦ в бумажном и электронном виде». Начальник отдела не успевает заниматься управленческими функциями, что приводит к снижению эффективности принимаемых решений.
- Частичное дублирование: «подготовка отчетов» и «осуществление документального контроля». Тут проблема «лишнего» ответственного – непонятно, кто за что отвечает.
- Параллельное создание запросов, заявок в информационной системе и бумажном виде. Появляется разница в документах, что приводит к ошибкам в учете движения ТМЦ.
На основании построенной структурно-элементной схемы была проведена классификация функций и расчет затрат и значимости функций для кладовщика (рис. 1).
Значимость и трудозатраты почти совпадают только у функции «Выдача ТМЦ». Причем у функций «Приемка ТМЦ», «Оперативный учет ТМЦ» и «Контроль над состоянием запасов ТМЦ» перекос в сторону значимости, а в функции «Хранение ТМЦ» – в трудозатраты. По данной диаграмме видна большая разбалансировка значимости и трудоемкости, что приводит к проблемам с оценкой эффективности работы сотрудников и мотивацией.
Была проведена перегруппировка задач в рамках текущего функционала и выделены новые бизнес-процессы. Что привело к новому распределению ответственности между сотрудниками склада (табл. 2).
На основании новой матрицы ответственности изменилась и функционально-стоимостная диаграмма состояния функций кладовщика (рис. 2).
Таблица 1
Текущая матрица ответственности сотрудников склада
Функция склада | Бизнес-процессы | Начальник | Оператор | Кладовщик | Грузчик |
Управление складом | Общее руководство складом | ОИ | – | – | – |
Осуществление документального контроля | О | И | – | – | |
Подготовка отчетов | – | ОИ | – | – | |
Управление складскими операциями | О | И | – | – | |
Взаимодействие с контрагентами | Обеспечение взаимодействия с внутренними и внешними контрагентами | ОИ | И | – | – |
Учет рабочего времени | Контроль учета рабочего времени сотрудников | ОИ | – | – | – |
Ведение учета рабочего времени | ОИ | – | – | – | |
Учет материалов, ТМЦ | Контроль наличия расходных материалов | О | – | И | – |
Распечатка документов по перемещению ТМЦ | – | ОИ | – | – | |
Ведение учета ТМЦ в электронном и бумажном виде на всех стадиях нахождения на складе | О | ОИ | – | – | |
Приемка и выдача ТМЦ | – | – | ОИ | И | |
Хранение ТМЦ | – | – | ОИ | – | |
Оперативный учет движения ТМЦ | – | – | ОИ | – | |
Контроль над состоянием запасов ТМЦ. Выполняют погрузку, разгрузку ТМЦ | О | – | И | – | |
Перемещение ТМЦ внутри склада и за его пределами | – | – | О | И | |
Подготовка отчетов | – | ОИ | – | – | |
Работа с оборудованием | Своевременное обслуживание погрузочно-разгрузочной техники | О | – | – | И |
Контроль состояния техники | О | – | – | И |
Примечание: О – ответственный, И – исполнитель.
Составлено авторами.
Рис. 1. Функционально-стоимостная диаграмма текущего состояния функций кладовщика
Примечание: составлено авторами.
Таблица 2
Новая матрица ответственности сотрудников склада
Функция склада | Бизнес-процессы | Начальник | Оператор | Кладовщик | Грузчик |
Управление складом | Общее руководство складом | ОИ | – | – | – |
Ведение документооборота | О | И | И | – | |
Управление складскими операциями | О | И | – | – | |
Ведение учета рабочего времени | О | И | И | – | |
Взаимодействие с контрагентами | Обеспечение взаимодействия с внутренними и внешними контрагентами | ОИ | И | – | – |
Учет материалов, ТМЦ | Ведение учета ТМЦ в электронном и бумажном виде на всех стадиях нахождения на складе | О | И | И | – |
Приемка, хранение и выдача ТМЦ | – | О | И | И | |
Перемещение ТМЦ внутри склада и за его пределами | – | – | О | И | |
Работа с оборудованием | Обслуживание погрузочно-разгрузочной техники | О | – | – | И |
Контроль состояния техники | О | – | – | И |
Примечание: О – ответственный, И – исполнитель.
Составлено авторами.
Рис. 2. Функционально-стоимостная диаграмма нового распределения функций кладовщика
Примечание: составлено авторами.
При анализе функционально-стоимостной диаграммы видно, что наибольшее рассогласование у функции «Приемка, хранение и выдача ТМЦ» в сторону избыточной трудоемкости. У функций «Ведение учета ТМЦ ...», «Ведение документооборота», «Ведение учета рабочего времени» перекос идет в сторону значимости. Данное рассогласование можно скорректировать за счет изменения требований к квалификации кладовщика и введением новых показателей эффективности работы сотрудника.
Если мы начинаем смотреть требования к должности кладовщика и его компетенции, данные рассогласования становятся понятными. Список требований:
– знать основы документооборота;
– проверять качество принимаемых и отпускаемых товаров, сверять их с сопроводительными документами;
– разбираться в ассортименте продукции и требованиях к условиям хранения;
– следить за исправностью рабочего оборудования и инструментов;
– проводить инвентаризацию ТМЦ, докладывать о результатах проверки руководству предприятия.
В компетенциях нет ссылок на используемые технологии, автоматизированный учет и уровень принимаемых решений.
Нами предлагается новый список компетенций для оценки работы кладовщика:
– способен собирать, обрабатывать, анализировать, передавать данные и информацию с использованием цифровых средств для эффективного решения поставленных задач с учетом требований информационной безопасности;
– способен самостоятельно ставить, формализовывать и решать задачи, относящиеся к работе склада, используя методы учета, мониторинга, контроля, направленные на функции поступления, проверки наличия и отгрузки ТМЦ;
– способен осуществлять контроль работы оборудования и инструментов.
Для оценки работы кладовщика предлагаем следующие показатели:
– количество подготовленных документов в течение месяца, доля электронных документов, доля документов в двух видах (электронном и бумажном);
– время на заведение ТМЦ в систему учета, количество несоответствий между бумажным и электронным учетом;
– трудоемкость перемещения ТМЦ;
– трудоемкость для операций приемки, хранения и выдачи ТМЦ;
– оборот ТМЦ на складе.
В результате происходит корректировка работы кладовщика по текущим функциям. В качестве дополнительного преимущества получаем формирование системного мышления у сотрудника и повышение его ответственности к результатам работы.
Далее предлагается последовательность выполнения исследования. Анализ предлагается проводить по двум параллельным направлениям: функции и бизнес-процессы подразделения; задачи и эффективность работы кладовщика.
Сформулируем основные этапы анализа работы склада:
- Выделяется система для проведения анализа. Строится организационная структура с распределением задач по сотрудникам предприятия. С помощью системного анализа выполняется группировка задач по функциям / направлениям деятельности.
- Проводится опрос сотрудников и определяются зоны исполнения и ответственности. В результате получаем матрицу ответственности подразделения. При опросе обычно возникают пересечения с ответственностью сотрудников: у нескольких сотрудников стоит ответственность за одну и ту же задачу. Например, за задачу «Подготовка отчетов» может быть несколько ответственных – это тоже является ошибкой и необходима корректировка.
- Список задач анализируется с позиции правильности выделения бизнес-процессов по критериям: целостность, завершенность, соответствие границам подразделения. По результатам происходит изменение бизнес-процессов и, следовательно, задач сотрудников. Тогда формируется новая матрица ответственности.
Параллельно анализируем работу кладовщика на основании его функций и матриц ответственности.
- В качестве начальной точки берем функции кладовщика из первоначальной матрицы ответственности. Проводим анализ методом функционально-стоимостного анализа (ФСА). По терминологии ФСА она является структурно-элементной моделью.
- Для выделенных функций определяется значимость, длительность выполнения. Значимость получается методом экспертных оценок, а длительность – на основании наблюдений и протоколов выполнения задач. Составляем функционально-стоимостную диаграмму функций. При ее анализе видны точки рассогласования.
- Аналогичную процедуру проводим для новой матрицы ответственности и, соответственно, нового функционала кладовщика. Количество точек рассогласования уменьшается и задачи сотрудника становятся более целостными с позиции получения результата.
- Далее анализируем требования к работе и текущие технологии. В контексте измененного функционала требуется корректировка и технологий, и компетенций сотрудника.
- В качестве результата предлагается изменить показатели оценки работы сотрудника, чтобы они соответствовали новым компетенциям и технологиям.
Логика предлагаемого исследования начинается с анализа структуры функций и бизнес-процессов подразделения. Анализ проводится с двух направлений: от функций подразделения и работы одного сотрудника. Наши предложения касаются общего выделения бизнес-процесс, перераспределения ответственности/исполнения и повышения эффективности работы кладовщика за счет корректировки его задач, компетенций, показателей эффективности работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Новая концепция анализа эффективности работы сотрудника предполагает рассмотрение работы с нескольких точек зрения: мы выделяем и анализируем бизнес-процессы подразделения на уровне общей структуры и распределения ответственности – это дает системный взгляд на работу подразделения в целом и возможные проблемные зоны; строим функционально-стоимостную модель функций сотрудника и видим соотношение значимость – затраты по всем функциям – это дает оценку работы одного сотрудника и понимание, какие процессы зависят от него индивидуально, а какие связаны с работой подразделения. Предложено изменение структуры бизнес-процессов подразделения, компетенций для кладовщика и новые показатели для оценки работы. В результате произойдет изменение структуры ответственности подразделения и корректировка квалификации кладовщика.
Таким образом, сочетание методов анализа бизнес-процессов и функционально-стоимостного анализа позволяет выявить проблемные функции работы подразделения благодаря построению функционально-стоимостной диаграммы. Взаимодействие методов обеспечивает не только снижение затрат, но и оптимизирует соотношение «значимость – затраты». Это позволяет создать новую концепцию системы управления, которая является более эффективной. Можно говорить о том, что функционально-стоимостной анализ повышает эффективность работы подразделения.
Список литературы
1. Антонов Н. В., Афанасьев М. В., Куницына С. М. Модели оценки отклонений компетенций персонала организации от требований трудовых функций // Современный ученый. 2022. № 6. С. 264–269.
2. Юлаева В. А., Рудакова О. В. Использование модели компетенций для оценки персонала: отечественный и зарубежный подход // Вестник аграрной науки. 2022. № 6. С. 150–155.
3. Иванов И. Н., Лукьянова Т. В. Разработка модели компетенций: подходы и реализация // Вестник университета. 2019. № 1. С. 14–21. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-1-14-21.
4. Василенко Е. Е., Жердев С. С., Щёголева Т. В. Построение модели профессиональных компетенций менеджера наукоемкого производства // Цифровая и отраслевая экономика. 2022. № 2. С. 82–91.
5. Блохина М. С. Модель инновационных компетенций руководителя коммерческой организации // Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 3. С. 31–37.
6. Казакова С. Н., Ярковская Т. В., Решетникова А. С. Модель компетенций и инструментарий для их оценки // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2021. № 1. С 172–181. https://doi.org/10.37691/2311-5351-2021-0-1-172-181.
7. Этуев Х. Х., Соколова С. К., Шупаев А. В. и др. Модель и матрица компетенций, актуальных для цифровой экономики // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С. 284–297. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.27.
8. Шарипова О. М. Модель компетенций для персонала в условиях цифровизации и Индустрии 4.0 // Креативная экономика. 2019. Т. 13, № 12. С. 2411–2420. https://doi.org/10.18334/ce.13.12.41520.
9. Тепавичарова М., Дикова Л., Яворска М. и др. Разработка модели компетенций для управления персоналом в горнодобывающем секторе // Экономика и управление инновациями. 2020. № 4. С. 66–79. https://doi.org/10.26730/2587-5574-2020-4-66-79.
10. Герасименко О. В. Формирование модели компетенций как фактор развития персонала компании // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований». 2023. № 1. С. 32–37. https://doi.org/10.24412/1994-3776-2023-1-32-37.
11. Катаргина Н. А. Разработка модели компетенций персонала организации в контексте формирования экономики знаний // Экономика. Профессия. Бизнес. 2019. № 4. С. 31–36. https://doi.org/10.14258/epb201944.
12. Шевелева О. Е., Добрынин В. Н., Гончарова Я. А. Концептуальная модель оценки компетенций и знаний // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2023. Т. 12, № 2. С. 60–67.
Об авторах
Т. А. МинееваРоссия
кандидат экономических наук, доцент
Н. А. Кузнецова
Россия
старший преподаватель
Н. Е. Калинина
Россия
кандидат экономических наук, доцент
Рецензия
Для цитирования:
Минеева Т.А., Кузнецова Н.А., Калинина Н.Е. Построение модели компетенций с использованием функционально-стоимостного анализа на примере кладовщика. Вестник Сургутского государственного университета. 2025;13(1):53-60. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2025-1-6
For citation:
Mineeva T.A., Kuznetsova N.A., Kalinina N.E. Competency model creation using function cost analysis on example of storekeeper. Surgut State University Journal. 2025;13(1):53-60. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3455-2025-1-6