НЕЧЕТКО-МНОЖЕСТВЕННАЯ МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
https://doi.org/10.34822/2312-3419-2022-3-46-53
Аннотация
Предложена нечетко-множественная методика комплексной оценки качества образовательных результатов обучающихся общеобразовательных организаций, представляющая собой модификацию спектр-балльной методики, разработанной и реализуемой в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с 2017 года. Представленная нечетко-множественная методика построения «оценки индекса образовательных результатов» и «оценки индекса социального благополучия школ» позволяет рассчитать комплексные оценки каждого индекса не обычным усреднением, а агрегированием числовых значений их показателей на основе системы нечетко-логических выводов. Существенно, что при этом происходит ранжирование образовательных учреждений и лингвистическое распознавание термов уже на этапе рассмотрения каждого из показателей. Разбиение универсальных множеств лингвистических переменных на термы осуществляется таким образом, что при этом происходит автоматическое разделение образовательных учреждений на квартили в соответствии с исходной спектр-балльной методикой. Модификация методики включает в себя также обоснованный выбор весовых коэффициентов показателей посредством использования схемы попарных сравнений на основе усреднения группы экспертных оценок. Предложенная методика может быть легко реализована в программное обеспечение.
Об авторах
В. А. БезуевскаяРоссия
кандидат педагогических наук
E-mail: 1114@surgu.ru
Т. А. Грошева
Россия
кандидат экономических наук, доцент
E-mail: t_grosheva@ugrasu.ru
Список литературы
1. Методика комплексной оценки качества образовательных результатов обучающихся образовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2022 год. URL: https://iro86.ru/images/ Mетодика_2022.pdf (дата обращения: 20.08.2022).
2. Грошева Т. А., Дивеева Г. В. Реализация подходов «бережливого региона» в развитии системы оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры // Вестн. Югорск. гос. ун-та. 2022. № 1 (64). С. 147–154.
3. Тихонина С. А., Клочкова Т. Н., Шрайнер О. В. О роли социологических исследований в оценке качества дошкольного образования в регионе // Миссия конфессий. 2020. Т. 9, № 7 (48). С. 796–803.
4. Реморенко И. М., Зададаев С. А. Качество общего образования о методиках и результатах интерпретируемой оценки // Образоват. политика. 2020. № 3 (83). С. 32–37.
5. Данильченко С. Л. Комплексная система оценки качества образования как совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов // Междунар. журн. экспериментал. образования. 2017. № 3–2. С. 179–184.
6. Заде Л. А. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М. : Мир, 1976. 165 с.
7. Kramarov S., Temkin I., Khramov V. The Principles of Formation of United Geo-Informational Space Based on Fuzzy Triangulation // Procedia Computer Science. 2017. No. 120. P. 835‒843.
8. Крамаров С. О., Сахарова Л. В., Храмов В. В. Мягкие вычисления в менеджменте: управление сложными многофакторными системами на основе нечетких аналог-контроллеров // Науч. вестн. Южного ин-та менеджмента. 2017. № 3. С. 42–51.
9. Блюмин С. Л., Шуйкова И. А., Сараев П. В., Черпаков И. В. Нечеткая логика: алгебраические основы и приложения : моногр. Липецк, 2002. 111 с.
10. Конышева Л. К., Назаров Д. М. Основы теории нечетких множеств. СПб. : Питер, 2011. 192 с.
11. Нестерова С. И., Лукша С. В. Применение многомерного сравнительного анализа в оценке финансового состояния нефтеперерабатывающей организации // Вестн. Междунар. ин-та рынка. 2018. № 2. С. 36–42.
Рецензия
Для цитирования:
Безуевская В.А., Грошева Т.А. НЕЧЕТКО-МНОЖЕСТВЕННАЯ МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. Вестник Сургутского государственного университета. 2022;(3 (37)):46-53. https://doi.org/10.34822/2312-3419-2022-3-46-53
For citation:
Bezuevskaya V.A., Grosheva T.A. FUZZY-MULTIPLE METHODOLOGY OF A COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATIONAL PERFORMANCE. Surgut State University Journal. 2022;(3 (37)):46-53. (In Russ.) https://doi.org/10.34822/2312-3419-2022-3-46-53