КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
В статье представлены результаты анализа структуры институциональной среды двух российских регионов (Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Республики Татарстан), который послужил основой для разработки возможных сценариев развития социально-экономической системы регионов в период после начала падения объемов добычи нефти. Сопоставление элементов институциональной среды выявило ряд отличий в организации нефтяной отрасли данных субъектов РФ. Выбранные регионы отличаются степенью влияния особенностей институциональной среды на траекторию развития и эффективность их социально-экономических систем. Представленное исследование является этапом изучения составных элементов институциональной среды нефтедобывающих регионов в период после падения объемов добычи нефти для выявления возможных путей эволюции социально-экономических систем данных регионов.
В качестве предмета исследования выступает процесс ипотечного кредитования в Российской Федерации. Целью исследования является выявление существующих тенденций и проблем на отечественном ипотечном рынке, а также предложение способов их решения. Для достижения поставленной цели авторами проведен комплексный анализ сложившейся на сегодняшний день ситуации на российском рынке ипотеки. В результате выявлены современные тенденции ипотечного кредитования в Российской Федерации, а также требующие незамедлительного решения текущие проблемы, с которыми наша страна уже столкнулась на сегодняшний день. Научная новизна данного исследования заключается как в самом проведенном комплексном анализе, так и в предложенных авторами эффективных способах решения остро стоящих жилищных проблем населения России.
Одной из проблем модернизации социально-экономической сферы регионов является повышение конкурентоспособности горнодобывающих предприятий, которое можно обеспечить путем снижения издержек, улучшения качества продукции, обеспечения безопасности производства. В статье описаны направления цифровизации горнодобывающей отрасли, преимущества внедрения цифровых технологий в процесс формирования себестоимости и цены готовой продукции, связанные с повышением эффективности ресурсной базы, оптимизацией расходов на материалы и оборудование, совершенствованием системы прогнозирования производственных сбоев и контролем за выполнением плана. Перечислены риски использования цифровых технологий на горнодобывающих предприятиях, обусловленные недостаточной степенью автоматизации производственных процессов, проблемами кибербезопасности и низким уровнем квалификации персонала. Кроме того, дано обоснование имеющегося потенциала и выявленных угроз, описаны технологии, применяемые предприятиями угледобывающей промышленности региона в условиях реализации федеральной и региональной программ цифровизации либо планируемые к применению в ближайший год, и связанные с их внедрением проблемы.
Вопросы эффективного управления государственной и муниципальной собственностью актуализировались с принятием в декабре 2019 года федерального закона, запрещающего создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий на рынках товаров, работ или услуг, находящихся в условиях конкуренции, а также предусматривающего их ликвидацию или реорганизацию на конкурентных товарных рынках до 2025 года. Проанализировав все недостатки правовой системы и сложившейся практики деятельности унитарных предприятий, авторы полагают, что экономический потенциал этой организационно-правовой формы предпринимательской деятельности используется недостаточно продуктивно и при соответствующем выборе целей и способов управления унитарными предприятиями они способны не только эффективно решать социально значимые задачи, но и приносить существенный доход в бюджеты разных уровней. Важно отметить, что выявленные недостатки системы нивелируются не посредством изменения организационно-правовой формы, а путем четкой регламентации прав и основ ведения хозяйственной деятельности.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
В статье обобщен уникальный опыт деятельности Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера, сформулированы предложения по совершенствованию системы гарантий прав коренных малочисленных народов Севера и правозащитных институтов, обеспечивающих реализацию таких прав. Особое внимание уделено обеспечению прав субъектов традиционного природопользования в условиях промышленного освоения Севера.
Законодательство субъектов Российской Федерации требует систематизации. Выбор способов упорядочения зависит от правовой политики региональных органов государственной власти. Нормативно-правовые комплексы республик, краев, областей, автономий, созданные с начала 1990-х годов, существенно отличаются как предметом регулирования, так и эффективностью правовых норм. Наиболее развитые правовые системы защиты прав коренных малочисленных народов созданы в Республике Саха (Якутия) и Ямало-Ненецком автономном округе. В обоих субъектах Российской Федерации ведется работа над кодификацией правового регулирования, а выбор соответствующего способа систематизации обосновывается как достаточной научной теоретической базой, так и решением практических задач правовой идеологии и реализации права, в том числе усилением эффективности правоприменения.
Сегодня в Конституции РФ предусматривается необходимость защиты материнства и детства, что гарантирует применение специфических форм репродуктивных технологий, в том числе суррогатного материнства. Однако аспект невмешательства в сферу физического состояния женщины, вынашивающей генетически чуждого ей ребенка, в отечественных нормативно-правовых актах не регламентирован. Реализация технологии суррогатного материнства предполагает реализацию воздействия на тело суррогатной матери, которое связано с помещением генетического материала потенциальных родителей в ее организм. Поэтому требуется установить, может ли суррогатная мать скорректировать пределы использования качеств ее организма, прибегнув к искусственному прерыванию беременности. Выявлены основания, позволяющие суррогатной матери прервать беременность по собственной инициативе. Автором исследованы причины искусственного прерывания беременности суррогатной матерью с позиции оценки интересов участников данной технологии. Установлены формы негативного поведения потенциальных родителей, свидетельствующие о пренебрежении физическим состоянием суррогатной матери. Определен срок, с наступлением которого суррогатная мать вправе отказаться от участия в процедуре реализации указанной медицинской технологии. Прерывание беременности суррогатной матерью рассматривается автором как способ защиты ее физического существования. Для конкретизации условий, при которых осуществление этой манипуляции допустимо, требуется внесение коррективов в содержание Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
В процессе подготовки театрализованных представлений создаются результаты интеллектуальной деятельности, к которым в соответствии с российским законодательством применяются разные правовые режимы. Однако значение терминов, используемых в отношении соответствующих творческих результатов, законодательно не раскрывается, что приводит к смешению понятий при правоприменении. В статье понятия «драматическое произведение», «спектакль» и «постановка» рассматриваются как отдельные результаты творческой деятельности, обращается внимание на характеризующие их особенности. При проведении исследования проблемных вопросов, касающихся театральных объектов, применяются формально-логический метод и метод системности. Проводится сравнительный анализ основных характеристик творческих объектов театральной деятельности. Анализируются права, признаваемые за создателями охраняемых результатов и организаторами театральной деятельности. Подчеркивается важность определения принадлежности исключительных прав на создаваемые в процессе театральной деятельности объекты и условий их передачи или предоставления.
Предметом исследования является гражданско-правовая природа договора транспортировки нефти магистральным трубопроводным транспортом. Цель исследования – определить применимое законодательство для данного договора и предложить дефиницию, отражающую его существенные условия и специфику. В ходе исследования были использованы как общенаучные, так и частно-научные методы научного познания: анализ и синтез, формально-логический, формально-юридический, сравнительно-правовой методы. Неоднозначность оценки условий договора отчасти обусловлена особенностями магистрального трубопровода, который представляет собой одновременно транспортное средство и единый недвижимый комплекс в форме линейного объекта топливно-энергетического комплекса. Договор транспортировки нефти магистральными трубопроводами не имеет специального правового регулирования. На практике используется типовой договор ПАО «Транснефть», de lege lata являющийся договором смешанного типа, возможность заключения которого закреплена в п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса РФ.
На основе судебной практики по гражданским и уголовным делам проведен анализ применения судом бланкетных норм современного законодательства в контексте межотраслевого взаимодействия отраслей права. Практика показала наличие систематических ошибок, которые совершаются судьями ввиду отсутствия должного толкования межотраслевых институтов права. Изменения в законодательстве соразмерно влекут изменения в правовом статусе межотраслевых институтов, а в публичном праве данный факт может способствовать декриминализации юридических составов правонарушений или преступлений. Отсутствие учета правоприменителем особенностей действия правовой нормы влечет неправильное применение материального права, что приводит к частым обжалованиям и отменам судебных решений по данным основаниям. Возникающая правовая неопределенность в правоприменительной практике создает возможности для нарушения прав и свобод граждан и юридических лиц.
Автором рассматривается изменение смысла, вкладываемого в понятие «патриотизм» в период становления СССР, после смены руководства и прихода И. В. Сталина к власти. В контексте предложенной им концепции «советского патриотизма» поднимается вопрос корректировки изначально предложенного В. И. Лениным партийного подхода к национальному вопросу в СССР. Для изучения вопроса применяются методологические основания источниковедения и «истории понятий», подразумевающие поиск и разграничение в текстах исторических источников слов и понятий, отражающих происходящие в конкретный промежуток времени изменения в общественном сознании, а также предполагающие исследование логических и ассоциативных взаимосвязей между ними. Делается вывод о сохранении в Конституции СССР 1936 г. права сецессии исключительно в качестве идеологического стереотипа, в то время как объективно существующий тогда партийный подход к национальному вопросу характеризовался многочисленными ограничениями национальностей в реализации декларируемых ранее прав и введением дополнительных рычагов контроля.